В Великом Новгороде ведут борьбу с практикой брошенных электросамокатов
Развивающийся в Великом Новгороде рынок услуг проката электросамокатов создаёт не только возможности для удобных поездок по городу, но и новые проблемы для пешеходов и других участников дорожного движения, а также вызовы для городских властей и ГИБДД.
В областном центре растёт число таких средств индивидуальной мобильности (СИМ), которые сдают в прокат кикшеринговые фирмы. По словам заместителя председателя городского комитета по управлению городским и дорожным хозяйством Дениса СЕРГЕЕВА, ещё не так давно в городе было всего 250 арендных самокатов, а сейчас их больше 1000. И это не считая частных самокатов, принадлежащих горожанам. Их учёт не ведут, но, по мнению начальника отделения ОДПС и ВПО УГИБДД региона Анатолия АРХАРОВА, их гораздо больше, чем прокатных.
Езда по правилам и без
Вместе с количеством техники растёт и статистика нарушений с участием водителей электросамокатов. Чаще всего их виновниками становятся подростки, гоняющие на большой скорости по тротуарам, а иногда и по проезжей части. Причём ездят они как поодиночке, так и вдвоём, даже если конструкцией данного двухколёсного транспорта это не предусмотрено.
По сообщению Анатолия Архарова, в 2023 году в Великом Новгороде произошло три ДТП с участием СИМ, в одном из которых его участник разбился насмерть. Одновременно за прошлый год в новгородской ГИБДД зарегистрировали 82 нарушения Правил дорожного движения пользователями электросамокатов.
Напомним, с 1 марта 2023 года СИМы в России признали транспортными средствами, так что нарушителей ждёт наказание по статье 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Нарушение ПДД будет стоить им штрафа в 800 рублей, а нарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, — 1-1,5 тысячи рублей.
Если самокаты, принадлежащие частным собственникам, отследить пока невозможно, то с техникой кикшеринговых компаний дело обстоит иначе. Прокатные фирмы могут следить за местоположением своей техники с помощью системы GPS и видеть на электронной карте, где находится каждое их СИМ.
Сейчас в Великом Новгороде работают две кикшеринговые компании — Urent и Whoosh. У первой 250 самокатов, у второй — 800. На брифинге в новгородской мэрии 4 апреля представитель Whoosh сообщил, что, скорее всего, численность техники будет расти, потому что запрос на неё у горожан есть.
Место для стоянки
По данным ГИБДД, пользователи прокатных самокатов редко становятся виновниками происшествий благодаря тому, что компании стараются регулировать работу техники. В основном правила нарушают частники. Но кикшеринг является причиной других проблем — пользователи зачастую бросают самокаты на тротуаре или газоне после того, как срок аренды закончился. СИМ мешают пешеходам, уборочной технике, велосипедистам, другим любителям поездок на электротранспорте.
Сейчас новгородская мэрия и кикшеринговые фирмы ведут переговоры о новом порядке размещения парковок для электросамокатов. И те и другие считают, что это позволит снизить число брошенных самокатов. В администрации отметили, что такой порядок уже был утверждён мэрией в 2021 году, но прокатные организации не соблюдают его полностью.
— Мэрия определила вид парковочного места — это металлическая конструкция, — сказал Денис Сергеев. — Однако было принято совместное решение, что мы, скорее всего, отойдём от данной концепции.
Это связано с тем, что большое количество самокатов, установленных на парковке, превратятся в нагромождение техники, занимающее в городе немало полезного пространства. Поэтому власти и кикшеринговые компании обсуждают не только внешний вид парковок, но и количество самокатов, которое может быть на них размещено.
Компания Urent использует металлические парковки, которые позволяют поставить самокат так, чтобы он не упал. Whoosh предпочитает виртуальные. Это отмеченные на электронной карте зоны, где можно оставить самокат. Представители Whoosh предлагают не использовать металлические конструкции, которые могут мешать работе уборочной техники, а обозначать границы парковок на дорожном покрытии специальной разметкой.
В мэрии тем временем не исключают, что парковки для самокатов могут быть совместными — для техники Urent и Whoosh одновременно.
— Но общая не значит ничья, — подчеркнул Денис Сергеев. — Компании должны договориться, кто будет проводить уборку мусора на парковках. Определённые договорённости уже достигнуты, думаю, окончательное решение будет принято до 20 апреля.
От парковки до парковки
Прокатные компании — и Urent, и Whoosh — борются с практикой брошенных самокатов и самостоятельно. Обе компании имеют в своем штате мобильные бригады сотрудников, которые в режиме 24/7 занимаются уборкой брошенных самокатов.
— Ещё в соглашении, которое пользователь заключает с кикшеринговой фирмой перед поездкой, устанавливается запрет на завершение аренды вне парковки, в неустановленных местах, — сказал представитель компании Urent Сергей МАЙСАКОВ. — Если пользователь нарушил условия соглашения, ему на первый раз поступит предупреждение, а затем грозит более серьёзное наказание — вплоть до штрафа и блокировки аккаунта без права восстановления.
Представители кикшерингов обратились к горожанам с просьбой сообщать на сайтах компаний сведения об оставленной и мешающей пешеходам технике и призвали пользователей СИМ соблюдать правила аренды.
Максимальная скорость, с которой в Великом Новгороде можно передвигаться на арендных электросамокатах, — 10 км/час. В туристических зонах кикшеринговые компании ограничивают скорость движения СИМов до 5 км/час.
Теги: Великий Новгород, самокаты, ПДД, общество