В 2024 году Новгородскую область посетили порядка 2,1–2,5 миллиона гостей, показав рост турпотока на 58–71% по сравнению с предыдущим годом. По оценкам экспертов, сегодня вклад туризма в валовый региональный продукт составляет около 4%. И это — только начало.
249
малых и средних предприятий работают сегодня в сфере туризма — рост на 21% с 2022 года. В этом году открылось 16 новых компаний, предлагающих гостевые дома, глэмпинги, экскурсионные услуги и мастер-классы.
Разумеется, небольшим предприятиям сложно встать на ноги без государственной поддержки. Региональный фонд поддержки малого предпринимательства в 2024 году выдал 384 льготных займа общим объёмом 1,3 млрд рублей. В итоге численность новгородцев, занятых в малом и среднем бизнесе, превысила 100 000 человек.
Региональное правительство, заинтересованное в росте туризма, выдаёт туристическим организациям субсидии на развитие объектов, маркетинг, инфраструктуру, создание событий и маршрутов. Также регион проводит обучающие, в том числе деловые, мероприятия: в 2024 году организовано более 80 образовательных и деловых событий, а центр «Мой бизнес» оказал более 2000 услуг предпринимателям.
Эх, прокачу
Благодаря росту туристического потока и активным усилиям органов власти малый и средний бизнес в индустрии гостеприимства демонстрирует впечатляющую динамику. Открываются новые интересные объекты, маршруты, места.
— В Великом Новгороде мы предлагаем путешественникам водные прогулки по маршруту до старорусской рыбацкой деревни Взвад на скоростном судне «Восход», а также по Волхову и Ильменю на экскурсионно-прогулочных катамаранах и двухпалубном теплоходе «Москва 57» на 145 мест, — рассказывает Сергей Королёв, руководитель Центра Водного Туризма. — Все направления пользуются популярностью, заполняемость нас устраивает. Самое популярное, ни для кого не секрет, — на Рюриково городище. Очень понравился туристам и новый маршрут, который не пересекается ни с одним из других. Это ежедневные круизы на теплоходе с обзорной экскурсией и в сопровождении живой музыки — саксофона. Судно заходит далеко в Ильмень и курсирует по Волхову.
Каким получится сезон, будем анализировать в ноябре, после окончания навигации. Организация прогулок — это живой организм. Мы всегда ориентируемся на мнение туристов — в период навигации общаемся с пассажирами, интересуемся направлениями, которые они хотели бы дополнить или, наоборот, исключить. И в следующем сезоне обязательно порадуем туристов новинками.
Отдых на любой вкус
Сельский туризм, ставший модным в последнее время, активно развивается в Старорусском и Валдайском районах. Здесь открываются агроглэмпинги, мастерские ремесленников и мини‑гостиницы, которые принимают поток из Санкт‑Петербурга (49% гостей) и Ленинградской области (14%). Например, в Старой Руссе работает новый комплекс этноотдыха, который сочетает оздоровительные процедуры с экскурсиями, а в Великом Новгороде недавно появился первый пятизвёздочный отель — символ обновлённого гостиничного фонда региона.
— Чем лучше погода, тем шире и турпоток. В мае было прохладно и некоторые коллеги грустили, что у них произошло падение, но у нас, наоборот, наметился рост, — говорит Александр Тимофеев, владелец отеля и глэмпинга Truvor и сыроварни «Тимофеевъ». — Июнь отработали на уровне прошлого года. Сейчас с загрузкой всё хорошо — и в отеле, и в глэмпинге. К нам приезжают и в будни, и на выходных. Число номеров в гостинице и домиков в глэмпинге растёт. Отель мы начинали с шести номеров — сейчас их 26. Глэмпинг на берегу Середейского озера в Национальном парке «Валдайский» тоже когда-то включал только один дом, но сейчас их восемь. Что касается сыров, то мы проводим свой сезон на ярмарках. Бываем в разных российских регионах, и там нашу продукцию прекрасно разбирают.

Сувенир своими руками
Своим позитивным опытом готова поделиться и Надежда Благова, создатель и руководитель Дома ткачества «МАНиФАКТУРА».
— Мастер-классы в последнее время стали очень популярны среди туристов, — рассказывает она. — Путешественники уже поняли, что сувенир гораздо интереснее сделать своими руками, чем просто покупать в магазине. На мастер-классах по ткачеству мы показываем, как работать на ткацком стане, рассказываем о традиционных новгородских узорах, но главное – мы за экологию, за использование вторичных материалов: джинсы, полиэтилен, бумага. Даже скидку даём тем, кто приходит со своими ленточками.
В основном гости приезжают из Москвы и Санкт-Петербурга. Едут целыми школьными классами, дружескими компаниями, семьями, индивидуально и парами. Бывает так, что мама и дети приезжают в Новгород вслед за папой, который тут работает в командировке, и заглядывают к нам. В мастерской можно даже день рождения отметить и заодно погрузиться в мир традиций ткачества.
Ткут все — и взрослые, и дети. И девочки, и мальчики. Не стоит думать, что ткачество — это исключительно женское дело. Всё-таки стан нужно было уметь собрать, а это больше дело для мужчин.

* * *
Сегодня отели и гостевые дома Новгородской области могут одновременно разместить 12 тысяч гостей. Но интерес к региону год от года растёт, значит, растёт и количество людей, которым туризм даёт хлеб насущный. Ведь Новгородская область — не просто культурно-исторический регион. Здесь к приёму гостей относятся с душой и креативом. А значит, регион может стать динамичной площадкой для развития туризма как важного экономического драйвера.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Александр ДРОНОВ,
врио губернатора Новгородской области:
— Количество туристических поездок в Новгородскую область стабильно увеличивается каждый год. Однако, чтобы сохранить эту тенденцию и сделать регион ещё привлекательнее, необходимы обновление и модернизация туристической инфраструктуры, включая увеличение качественного номерного фонда. К примеру, сегодня в Новгородской области ведётся строительство уникального курортно-оздоровительного комплекса «Русич» в городе Старая Русса в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство». Открытие курорта расширит туристические возможности региона и позволит ежегодно принимать около 20 тысяч гостей. Этот амбициозный проект укрепляет статус Новгородской области как перспективного направления для внутреннего и международного туризма.















