После реставрации музей деревянного зодчества «Витославлицы» наполнят новыми экспозициями
Полностью открыть главную улицу в музее деревянного зодчества «Витославлицы», переживающем масштабную реконструкцию, планируют к середине июля. К этому времени будут отреставрированы четыре, пожалуй, самые популярные и любимые у посетителей избы, одну из которых отдадут под интерактивную выставку, посвящённую крестьянскому детству, благоустроят прилегающую территорию.
В настоящий момент в соответствии с традициями предков доделываются кровля домов и земляные полы строений хозяйственных дворов. Как оказалось, если с восстановлением деревянных срубов у современных мастеров проблем не возникло, то над тем, как нужно обрабатывать сырую землю в хлевах, им пришлось поломать голову.
Запуск другого, не менее важного для «Витославлиц» объекта произойдёт чуть ранее. 31 мая наконец-то заработает общественный туалет. Раковины, унитазы и прочее оборудование сейчас ожидают своей установки.
В общем, глобальная реконструкция музея, длившаяся пять лет, выходит на финишную прямую. Оглядываясь назад, Олеся ГАВРИЛОВА, заведующая филиалом Новгородского музея-заповедника, говорит о том, что тяжело было на полпути:
— За исключением периода, когда из-за пандемии закрылись многие предприятия и учреждения, музей продолжал функционировать в своём обычном режиме. В самом начале не все наши посетители с пониманием отнеслись к тому, что вёлся ремонт. Но последние два года я не слышу от людей серьёзных нареканий на возникшие неудобства.
По проекту в обновлённом виде «Витославлицы» предстанут в октябре. Уже на входе на территорию музея бросается в глаза, как кардинально преобразилась его ландшафтная среда — по правую руку разбит пейзажный парк. С северной стороны дома графини Анны Орловой-Чесменской появился пруд с островком посередине, а сам особняк украшает бельведер. Его и всю оригинальную крышу разобрали много лет назад. Благодаря реставрации удалось вернуть зданию некогда существовавший архитектурный облик.
По словам Олеси Николаевны, даже внутренняя планировка теперь соответствует 30–40 годам XIX века, когда сюда переехала графиня. Изменилось не только убранство главного дома усадьбы, но и его предназначение.
Когда музей примет объект в эксплуатацию, в его стенах начнётся создание экспозиции, посвящённой знаменитому роду Орловых, их роли в истории государства.
Основу коллекции составят около 50 предметов, которыми когда-то владела графиня. К сожалению, большое количество вещей из усадьбы было утрачено в годы войны.
— Перед тем как приступить к формированию выставки, дом должен выстояться. Будем мониторить температурно-влажностный режим в здании, — рассказала Олеся Гаврилова. — Специально для дома реставрируются предметы мебели. Но центральными экспонатами станут икона Александра Невского, принадлежавшая графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому, отцу Анны Алексеевны, и Евангелие, подаренное графине схимонахом Киево-Печерской лавры Парфением.
Дом Орловой-Чесменской — одно из немногих сохранившихся в Новгородской области гражданских зданий, построенных в стиле строгого классицизма. Впрочем, известность ему принесли события не только реальные, но весьма ирреальные. Известно, что призрак графини периодически появлялся перед сотрудниками музея. Но, по их признанию, за всё время реставрации они с ним не сталкивались. Видимо, хозяйка усадьбы не возражает против строительных работ.