Аракчеевка — дорога для тех, кто не любит дорог
Как вы думаете, по какой дороге путешествовал из Петербурга в Москву литератор Радищев? По М10? Или предпочёл платную М11?
Время бежит, меняя направления и часто оставляя нам от прошлого одни названия. Сколько трудов мужицких было положено на строительство Аракчеевского тракта! И где он? А ведь шикарная для своего времени была проложена магистраль. Через наши леса, болота и речки.
— Дилижансы ходили, заметьте, — напоминает нам чудовский краевед Валентин ПОПЕШИН. — Никаких тебе телег с грузом. И чтобы скотину прогнать по тракту — да боже упаси!
Теперь всё гораздо демократичнее. Ездят все, чья душа пожелает. Правда, надо иметь что-то покруче кареты — хорошо бы на гусеничном ходу. Если на колёсах, то квадроцикл — самое то. Как у петербуржца Виталия АБРАМОВА и его товарищей, к примеру.
Виталий — журналист, телеведущий, путешественник. Один из его проектов называется «Вне зоны». Данная инициатива привела его и в наши края. Творческий отчёт о путешествии можно было видеть по ТВ, выложен он, естественно, и в Интернете.
— Виталий, правда-правда вам там понравилось?
— Конечно! Дорога полностью оправдала наши ожидания. Мы же не ищем лёгких путей. Аракчеевский тракт, он определённо для тех, кто готов бороться с бездорожьем и с самим собой. Мы преодолели сложный маршрут от Грузина до деревни Пелюшня. Там дело не в километрах. Четыре дня пробирались. При том, что у нас — сплочённая и опытная команда.
— Самое приятное впечатление?
— Возможно, клюква. Она там очень большая. Ягода — как вишня. Горстями растёт. Раз — и у тебя полная ладонь.
— А нечто менее позитивное?
— Слепни. Тоже огромные. Это какие-то биовертолёты. Он на тебя ещё не сел, а уже впился. Жуть. А в остальном хорошо. Красиво.
— На болоте?
— Вы что, это — просто море. Зелёное и бескрайнее. Простирается на километры. Но там и достопримечательности есть. Спас-Оскуйская пустынь. Да, руины. Но люди там всё же бывают, иконки оставляют. Есть и живые деревни на пути. Да и сама дорога как-то ещё присутствует. Сохранились остатки деревянных мостов. Есть участки, где можно нащупать булыжную мостовую. Если руку по плечо погрузить в воду. А чуть в сторонку — всё. Там вопрос: далеко ли до дна?
«Вне зоны» — это, конечно, крутой общероссийский проект, хотя было бы неправильно говорить, что он насквозь пропитан экстримом. Есть варианты в более щадящем режиме. Для автолюбителей и даже для велосипедистов.
Мы привыкли, что граф — наш человек. И поместье своё великолепное отстроил не где-нибудь, а в Грузине, на Новгородчине. Но забьёшь в поисковике «Аракчеевский тракт» — прёт по страшной силе Иваново. Что такое? Туристический проект! Приспособили вот кусок так называемой «Аракчеевской бульварной дороги», проходящей по территории Шуйского района, под маршрут выходного дня. Краеведы пишут статьи. Государь-император проезжал там? Проезжал. Статья.
Худо-бедно он и сейчас бы проехал. Всё-таки там дорога не утонула. Посуше и потвёрже там. И по бокам — берёзки. Как аллея.
Пишут про декабристов, якобы они той дорогой двигались в Сибирь. Ну и прочие известные персоны замечены были на том историческом пути.
— Хорошо бы тогда ещё провести той же дорогой полк, якобы отправленный Павлом I в полном составе в Сибирь только за то, что, как решил государь, плохо был обмундирован, — предлагает наш новгородский историк Сергей ТРОЯНОВСКИЙ.
А что, мысль, если Аракчеевский тракт в самом деле был кратчайшим путём из Петербурга в Сибирь. Правда, ивановцы, если их прокатить по нашему участку графского тракта, наверняка не остались бы в долгу. Вполне могли бы заявить, что дальше ехать уже и не обязательно. Конечная, мол. Надо признать, что у нас тут действительно не маршрут выходного дня.
Но, кроме шуток, ещё на рубеже 1970-х годов «аракчеевка» была обозначена на картах чуть ли не как внутриобластная магистраль.
— И народ по неведению пытался выехать этой дорогой на ленинградскую трассу, — рассказывает Трояновский. — Например, со стороны Боровичей. Получалась глупость: люди к своей досаде упирались в непроезжее болото. Думаю, что окончательно убила эту дорогу война: под танки она точно не была предусмотрена. Хотя до сих пор сохранились какие-то используемые участки. Так, «аракчеевка» выскакивает между Крестцами и Окуловкой.
Государственный человек Аракчеев строил дороги одновременно с организацией военных поселений. Личный интерес тоже присутствовал, не без того. Это же со всех точек зрения приятно, что государь приезжает к тебе в Грузино по новой дороге.
Если в наше время дорога, которую уже никто и никогда не восстановит, «везёт» в направлении интереса к истории страны и её видных деятелей, хоть в нашей области, хоть в Ивановской, в Ярославской или где-то ещё, этому можно только порадоваться.