Новые сувениры Новгородского музея-заповедника взяли призовые места в крупном туристическом конкурсе
В калининградском Светлогорске прошёл финал конкурса «Туристический сувенир – Серебряное ожерелье России-2025», принявший 235 участников из 10 регионов Северо-Запада. Всего было подано 468 заявок.
Как рассказала зампредседателя правительства региона Елена КИРИЛОВА, участники представили сувениры, отражающие культуру и самобытность родных мест.
— От нашего региона в финал прошли 16 проектов в различных номинациях — от сувениров региона и города до этнографических изделий для детского туризма. Среди победителей оказались: Новгородский музей-заповедник с линейками сувениров из усадьбы полководца Александра Суворова Кончанское-Суворовское в Боровичском округе и берестяных грамот мальчика Онфима, Мстинская гончарня с керамическими магнитами «Огненная геральдика» и новгородская мастерская «Прянец» с медово-имбирными достопримечательностями города. Победители смогут продвигать свою продукцию в туристических центрах и стать частью проекта «Точки притяжения Серебряного ожерелья», — добавила Елена Кирилова.
В Новгородском музее-заповеднике рассказали, что портрет великого полководца, элементы военного костюма и зелёный цвет мундира стали частью стильных и практичных аксессуаров. В подборке — кашне, бандана, шарф-твилли, вместительный шопер, а также тетради и магниты.
Второе место в этой же номинации взяли сувениры по мотивам рисунков Онфима — самого известного новгородского мальчика XIII века. Изображения на бересте стали основой для дизайнерской коллекции — футболки, шопера, худи, блокнота и салфетки для очков. Всё с аутентичными принтами, вдохновлёнными детским творчеством из прошлого.
— Сувенирная продукция музея — это очень важная часть продвижения. Музейный сувенир представляет музей, — рассказал гендиректор Новгородского музея-заповедника Сергей БРЮН. — Мы вместе окунулись в плодотворную работу, создавая разные линейки. Начали с мальчика Онфима. А потом талантливая художница Екатерина Шишкова разработала продукцию, посвящённую Кончанскому. Тем более что там идёт большая работа, связанная с преображением усадебного парка. В музее очень бережно работают с сувенирами, чтобы не было профанации сакральных образов.
На мой взгляд, майка или платочек с иконой — это не очень правильно. Лик или сакральный текст не должен изображаться на рекламной продукции. В то же время у туриста, посетившего музей, должна быть возможность увезти с собой частичку наших коллекций, разные их аспекты. Это и воинский подвиг, и средневековый мальчик, и настенные граффити, и разные иконные образы. Есть в нашей продукции место и для юмора. И мы сознательно идём на этот шаг.
За юмор отвечает футболка «Let it be». На ней изображены ангелы с росписей XIX века собора Рождества Богородицы в Антониевом монастыре. Сам собор вновь открылся для посетителей после двухлетней реставрации, и новые сувениры выпущены как раз к этому событию.
По словам Сергея Брюна, один из ангелов, повёрнутый в профиль, напомнил сотрудникам музея легендарного бас-гитариста группы The Beatles Пола Маккартни. Это вдохновило рекламный отдел музея на интересный ход.
— Оставалось найти трёх соответствующих херувимчиков, чтобы собрать квартет, — пояснил Сергей Брюн. — Что и сделали: «ливерпульская четвёрка» ангелов была найдена. Финальным штрихом стала надпись: «Да будет так!» То есть «Let it be». Коллеги меня просто поразили в хорошем смысле своим предложением. Посмотрим, как на это откликнется публика.
Впрочем, о любителях более консервативных сувениров тоже позаботились: для них музей выпустил репродукцию фрески Богоматери, входящей в композицию «Благовещение» (она представляет собой часть ансамбля первоначальных росписей собора Рождества Богородицы, созданных в 1125 году), серию магнитов с изображениями новгородских святых, повторяющих фрагменты росписи XIX века на паперти собора Рождества Богородицы, а также блокноты, ручки, магниты, футболки с изображением загадочного «челольва» — граффити XII века.
Теги: музей-заповедник, туризм, Великий Новгород