В конце прошлого года на выездной коллегии регионального минсельхоза присутствовал фермер Павел Недовесов. Неспроста он оставил своё хозяйство в крестецкой деревне Тухоля и приехал в областной центр. Взял слово.
– Я пришел сюда, чтобы вы помогли мне получить землю, – сказал Павел Николаевич. – Куда я только не обращаюсь – толку никакого, а мне хочется развивать своё хозяйство. Не было бы обидно, если бы земли не было, но её много вокруг, она не обрабатывается, зарастает сорняками и кустарником…
После слов Недовесова сразу вспомнилось громкое: «Пашню – эффективным пользователям!». Так вот он, сам пришёл.
Прежде чем отправиться в деревню Тухоля, расположенную в Крестецком районе, мы обратились к председателю областного некоммерческого партнёрства фермеров «Вече» Ивану Пирееву, чтобы узнать, действительно ли Павлу Недовесову очень нужна земля?
– Таких трудяг, как Павел Николаевич, поискать. Но он – скромный человек, не любит себя выпячивать и бегать по кабинетам, – сказал руководитель региональных фермеров.
Я должен работать, а не по кабинетам бегать
В Тухоля мы приехали ранним утром. Фермер и его родные – уже давно на ногах. Нам он сразу намекнул, что времени на разговор в обрез: нужно молочную продукцию везти городским потребителям, а потом много работы на ферме, по дому.
– Так каждый день с половины пятого утра и до одиннадцати ночи, – говорит Павел Николаевич. – На беготню по кабинетам, чтобы получить землю, времени совсем нет. Да и не моё это дело – я должен работать, производить продукцию.
Правильно рассуждает фермер. Хозяйство у Недовесова большое, и всего 24 часа – в сутках. А ведь он из городских переселенцев. Оставил Великий Новгород, где у него был свой бизнес, и с семьей занялся сельским хозяйством в деревне Новое Ракомо.
– Поначалу мы радовались, большие планы строили, – рассказывает фермер. – Но для того чтобы развиваться, нужна была земля, а мы её не могли получить.
– Может, что-то не так делали?
– А как нужно было? В администрации Новгородского района напрямую не отказывали: «Позвоните через неделю». Звоню через неделю, опять просят обратиться через какое-то время. И так меня мурыжили несколько месяцев – ни да, ни нет. Обидно стало, земли в округе много, она не обрабатывается.
Новое место – и те же проблемы
Фермер в Тухолях оказался случайно. Друзья подсказали, что в деревне ещё много добротных домов, которые можно купить по сносной цене. «Но не это меня больше всего привлекало, а то, что в округе – много земли. И я подумал, что здесь-то уж развернусь! – говорит Недовесов. – К тому же географическое расположение удачное: рядом трасса Москва – Санкт-Петербург, дорога на Парфино и наличие поблизости городов, где можно сбыть произведённую продукцию».
Фермер стал обустраиваться на новом месте. Чтобы не тратить дорогое время на строительство скотного двора, перевёз из Нового Ракома два металлических ангара и стал держать в них коров, телят.
– Как видите, животным в них хорошо, – сказал Павел Николаевич. – Сюда проложен водопровод, есть даже горячая вода, подведено электричество, можно использовать доильный аппарат. Здесь даже музыка играет: не поверите, но коровам это нравится.
Вот только самому фермеру – не до веселья. Десять коров и столько же голов молодняка чем-то нужно зимой кормить, где-то летом пасти. С выпасом, правда, выкрутился – выкупил рядом с деревней четыре земельных пая общей площадью 12 гектаров. Павел Николаевич считает, что ему здорово повезло, потому что когда он пришел в администрацию поселения узнать, чья эта земля и можно ли её купить, ему сказали: «Ищите владельцев и с ними решайте». К счастью, все хозяева оказались в одной деревне и согласились продать землю по 10 000 рублей за гектар.
А вот корма Недовесову негде заготавливать, и он вынужден закупать сено, тратя на это более 280 000 рублей в год, что сильно бьёт по бюджету хозяйства. Чтобы собрать такую сумму, ему нужно работать минимум три месяца. Но корма – не единственные траты: чтобы обеспечить работу своего цеха по переработке молока, в котором производится творог, масло, сливки, сыр и немало другой продукции, в месяц требуются четыре баллона газа по 800 рублей каждый, еще 6000 рублей за электричество надо заплатить. А кроме того, нужны деньги на комбикорма, на морковь, картофель, капусту, которые приобретает фермер для своих коров.
– Я бы давно отказался от покупного сена, – говорит Павел Николаевич. – Часть техники для его заготовки есть, остальную – куплю или друзья по кооперативу выручат. Но где косить – вот вопрос.
Ищите владельцев сами
Фермер уже несколько лет – в поиске земли. И нашел её – 50 зарастающих гектаров в пяти километрах от своей деревни. Обрадовался, но, оказалось, что преждевременно. В администрации Зайцевского сельского поселения Недовесову посочувствовали, согласились, что земля ему нужна, и дали совет – искать владельцев этих паёв и выкупать наделы у них. По такому же пути порекомендовали идти и в районном комитете по управлению муниципальным имуществом. Тогда фермер обратился к прежнему руководству Управления Россельхознадзора по Новгородской и Вологодской областям. И что? Опять было выражено сочувствие, понимание, но ничем не смогли помочь, и снова совет: «Ищите владельцев этой земли».
Напрашивается вопрос: а как работает земельный контроль? Почему он проходит мимо полей, не обрабатываемых десятилетиями?
– Разве моё дело – искать пайщиков? – тоже недоумевает Недовесов. – И где их искать? Кто-то в Германии, кто-то на Украине, в Белоруссии, кое-кто уже на погосте. Мне нужно своим хозяйством заниматься, а не переписками, которые могут затянуться на годы.
– К главе района вы обращались?
– Нет. Несколько лет назад был у его замов. Обещания так и остались обещаниями. Теперь остаётся только у Путина просить помощи, поэтому с нетерпением жду ближайшей «прямой линии».
– Краски не сгущаете?
– Как сказать. Три года назад я обратился в ГИБДД, чтобы поставили на дороге, идущей на Парфино, предупреждающий знак, что в этом месте осуществляется перегон скота, что важно и для водителей, которые порой несутся на большой скорости, и для меня. В ГИБДД меня внимательно выслушали и посоветовали обратиться в «Новгородавтодор». «Мы обязательно решим ваш вопрос», – заверили меня в этом ведомстве. Но так и не решили его. А вы говорите, что сгущаю краски.
Вместо заключения
В конце нашей встречи фермер сказал, что в его планах, конечно, если будет выделена земля, – довести поголовье коров до 50 и столько же держать молодняка. К созданным трём рабочих местам прибавить ещё пять, и значительно увеличить производство молока. Сейчас в год хозяйство производит 37 тонн молока и почти тонну мяса. Ещё у Павла Недовесова есть мечта, чтобы дочери София и Дарья, которые учатся в школе и очень любят животных, труд на земле, получили в институтах сельскохозяйственные специальности и вернулись в эту деревню, в которой сейчас доживают свой век несколько стариков.
Елена Покровская, министр сельского хозяйства Новгородской области:
– В ближайшие дни будет сформирована группа специалистов нашего министерства по различным направлениям, которая выедет к фермеру, встретится с руководством администраций поселения и района, чтобы помочь ему решить земельный вопрос. Мы проведём тщательный разбор, почему так произошло с Павлом Недовесовым.
Теги: Крестецкий район, фермеры, земля