Международный стандарт ISO 9001 определяет принципы управления, конкретные инструменты и правила работы для тех организаций, которые стремятся к постоянному повышению качества выпускаемого ассортимента и наиболее полному удовлетворению потребностей целевой аудитории. Следование его положениям и прохождение сертификации – это добровольное решение российских предприятий, которое принимается для повышения конкурентоспособности на рынке.
Что такое ISO 9001?
Первая версия ISO 9001 появилась в 1980-х гг., с тех пор имело место четыре переиздания, в настоящее время действует версия от 2015 года. Стандарт посвящен выстраиванию в организациях различной сферы деятельности и формы собственности системы менеджмента качества (СМК). Это модель управления, которая базируется на современном опыте и позволяет поддерживать высокое качество ассортимента, исключать выпуск брака.
ИСО 9001 основан на соблюдении следующих принципов:
• учет потребностей клиентов, инвесторов и иных заинтересованных лиц;
• компетентность и принятие решений на базе объективных фактов;
• лидерская роль руководства компании;
• привлечение рядовых сотрудников к решению общих задач;
• распределение обязанностей и сфер ответственности между работниками;
• ресурсное обеспечение модели управления;
• выполнение требований законодательства;
• документирование, ведение отчетности;
• непрерывное улучшение выстроенной модели управления.
Основа ИСО 9001 – процессный подход. Предполагается, что вся деятельность предприятия воспринимается как совокупность процессов, каждый из которых имеет точку входа и выхода. Эти процессы компания обеспечивает необходимыми ресурсами, разделяет на главные и второстепенные.
Также используется риск-ориентированный подход. Предполагается, что предприятию необходимо выявить потенциальные риски, которые появляются извне и изнутри, а также оценить те возможности окружающей среды.
В каком порядке внедряется ISO 9001?
Чтобы внедрить принципы ISO 9001 в свою работу, предприятию необходимо:
• изучить положения стандарта;
• определить, какие из них применимы в деятельности компании;
• оценить, в какой мере работа организации уже отвечает нормативам ИСО 9001;
• оформить документацию в рамках СМК;
• организовать обучение рядовых сотрудников и топ-менеджмента;
• подготовить отчетные формы, которые помогут отследить эффективность функционирования СМК;
• внедрить систему контроля эффективности СМК.
Пакет документации в рамках ISO 9001 включает кадровые приказы о назначении уполномоченных лиц, их должностные инструкции. Также оформляется руководство по качеству и политика по качеству, составляются программы контроля, записи и т.д.
Какая документация нужна для сертификации?
В целях получения сертификата ИСО 9001 предпринимателю потребуется следующая документация:
• заявление;
• сканы ИНН и ОГРН (ОГРНИП);
• копия устава;
• подробное описание сферы и направлений деятельности;
• данные об организационной структуре предприятия, о выпускаемой продукции / оказываемых услугах;
• техническая документация на продукцию (ГОСТ или технические условия);
• штатное расписание;
• документы, оформленные в рамках СМК;
• иное (по запросу).
Собрать полный пакет необходимой документации помогут эксперты.
Как проводится сертификация ИСО 9001?
Чтобы получить сертификат ISO 9001, компания обращается в аккредитованный в данной сфере орган. Работа с ним организуется в следующем порядке:
Предприниматель направляет заявку.
1. Эксперты ее рассматривают и принимают решение о проведении сертификации.
2. Если ответ положителен, стороны заключают договор.
3. Предприниматель предоставляет полный пакет необходимой документации, а эксперты проводят ее оценку.
4. Эксперты организуют аудит компании.
5. На основании данных проверок принимается решение о выдаче сертификата.
6. Предприниматель получает готовый документ.
Срок действия сертификата ИСО 9001 – 3 года. Держатель получает право на использование знака системы ISO.
Проведение сертификации помогает фирме быть более конкурентоспособной на российском и международном рынке, позволяет подчеркнуть свои преимущества, что благоприятно сказывается на поиске новых клиентов и решении других коммерческих задач.
Теги: ISO 9001, сертификация,