В здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника 1 декабря состоится финисаж выставки «Распятие и Воскресение. Храм Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле».
Как рассказали в пресс-службе музея, мероприятие пройдёт в формате авторской экскурсии куратора выставки, участника возвращения главного экспоната – иконы «Распятие», генерального директора Новгородского музея-заповедника Сергея Брюна.
— Выставка, посвящённая уничтожению и восстановлению одной из красивейших церквей Новгородской земли – Успенской церкви на Волотовом поле (1352 г.), ее фрескам и иконам, в том числе чудом возвращенному в этом году, похищенному немецко-фашистскими оккупантами образу «Распятие», уже полюбилась многим и стала событием этого сезона.
С момента её открытия, с12 июня 2024 года, выставку посетили 30 тысяч человек.
Напомним, историю иконы «Распятие» из цикла знаменитых волотовских «праздников», без преувеличения, можно назвать уникальной: шедевр новгородской иконописи XV столетия, считавшийся безвозвратно утраченным в годы Великой Отечественной войны, вернулся в Новгород спустя 80 лет, летом 2024 года.
Икона, входившая в состав праздничного ряда иконостаса церкви Успения на Волотовом поле, поступила в собрание Новгородского музея, вероятнее всего, в конце 1920-х годов; в 1930-е годы она была отреставрирована в музейной мастерской единственным работавшим в ней в то время реставратором Н.Е. Давыдовым.
В 1941 году сотрудникам музея удалось эвакуировать лишь четыре иконы волотовского праздничного чина – «Сретение», «Преображение», «Сошествие во ад» и «Успение Богоматери». Еще одна икона, «Воскрешение Лазаря», вывезенная оккупантами в Германию, вернулась в Новгородский музей только в 1957 году. Судьба «Распятия», как и многих других предметов довоенной музейной коллекции, долгие годы оставалась неизвестной: икона считалась погибшей или похищенной в годы оккупации Новгорода.
Осенью 2023 года пропавшая икона была обнаружена среди лотов аукциона русского искусства в Дюссельдорфе. Удалось установить, что ее прежним владельцем был католический священник Людвиг Фолькл, в годы войны служивший капелланом в группе армии «Север» на территории Новгорода и Пскова.
Благодаря обращению директора Новгородского музея-заповедника Сергея Брюна к министру культуры РФ Ольге Любимовой и к председателю попечительского совета Новгородского музея Максиму Орешкину икона была признана военным трофеем и по требованию музея снята с продажи и возвращена на Родину, в Великий Новгород.