Реставраторы Новгородского музея спустя четыре года исследований подтвердили подлинность иконы Николы Корельского. Это значит, что в фондах музея находится подлинный чудотворный образ, некогда принадлежавший Николо-Корельскому монастырю, древнейшему духовному центру Русского Севера, стоявшему на берегу Белого моря – в северном пределе Новгородской земли, рассказали в пресс-службе НГОМЗ.
По преданию, обитель основала новгородская боярыня Марфа Посадница в память о двух сыновьях, погибших в Белом море. Со временем монастырь стал духовным и торговым центром Русского Севера – «портом Святого Николая», воротами России в Европу.

Его судьба была трагична. Монастырь неоднократно разорялся – сначала норвежцами в XV веке, затем временем и запустением, отметили сотрудники музея. В XX веке на его месте появилось судостроительное предприятие «Севмаш». Древние храмы превратились в производственные корпуса, а иконы и реликвии, как казалось, были утрачены навсегда.
Однако в 1960 году в фонды Новгородского музея поступила икона Святителя Николая с серебряным окладом и надписью: «В 1665 году 1 декабря по повелению митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Питирима Николы Чудотворца Корельского был украшен серебряным басменным окладом». Эта надпись стала отправной точкой нового этапа исследований.

Житийный образ Святителя Николая поступил в музей из упразднённой церкви Спаса Преображения в селе Спас-Пископец Новгородского района.
Известно, что в XIX – начале XX века икона находилась в церкви Архиепископа Иоанна, устроенной в 1820-е годы во Владычной палате Новгородского кремля. Впервые она упомянута в «Описании Новгородского архиерейского дома» архимандрита Макария в 1857 году, где указывается, что икона располагалась на северной стене паперти над входом в Готический зал Владычной палаты.
Под руководством художника-реставратора Лилии Васильевой и хранителя фонда древнерусской живописи Юлии Комаровой икона прошла полный цикл исследований и реставрационных работ. Под слоями поздней живописи и потемневшего лака специалисты обнаружили фрагменты авторского письма XVI века. Икона написана на трёх досках северной сосны, что подтверждает её происхождение с Русского Севера.
Историки связывают появление иконы в Новгороде с именем митрополита Никона, будущего патриарха всея Руси. По летописным свидетельствам, во время плавания к Соловкам Никон попал в сильную бурю у берегов Николо-Корельского монастыря и чудом остался жив.

В знак благодарности он повелел перевезти чудотворный образ в Новгород, где икона была украшена серебряным окладом и помещена во Владычную палату – над входом в главный зал, где принимали послов и духовных владык.
Сегодня икона Николы Корельского всё ещё находится на реставрации, однако её происхождение и историческая ценность уже не вызывают сомнений, уверены в музее. Это единственная сохранившаяся святыня Николо-Корельского монастыря – редчайшее свидетельство духовной и исторической связи Великого Новгорода с Русским Севером.
– В таких совпадениях и чудесах есть особый смысл, — отмечает Юлия Комарова. — Как будто сама икона захотела напомнить о себе именно тогда, когда пришло её время. Ведь память живёт, пока мы к ней прислушиваемся».


Николо-Корельский монастырь был основан на рубеже XIV-XV веков в устье Северной Двины, на берегу Белого моря – сейчас это территория ОАО «ПО «Севмаш» в Северодвинске. По преданию, в этом месте были найдены тела двух утонувших в море сыновей новгородской боярыни Марфы. Ппозднее легенда отождествила её с Марфой Посадницей. Церковь, воздвигнутая «на гробех детей своих Онтона да Филикса», была освящена во имя Святителя Николая – покровителя мореходов, особо чтимого на Севере. Первое упоминание о монастыре датируется 1419 годом, когда обитель была разорена «мурманами» (норвежцами).Монастырь входил в состав Новгородской епархии и до основания Архангельска служил главным морским портом Русского государства. В 1920 году монастырь был национализирован; позднее здесь располагались колония для детей, сельскохозяйственная коммуна, затем судостроительный завод. С начала 2000-х годов начались работы по восстановлению монастырского комплекса, в Никольском соборе вновь совершают богослужения.
Теги: Великий Новгород, Новгородский музей-заповедник, икона, реставрация















