В Новгородском университете изучили две археологические находки, сделанные ранее в Великом Новгороде. Это роговые накладки в форме бута с изображением фантастических животных – драконов. Исследование провели доценты кафедры истории России и археологии вуза Надежда Точилова и Андрей Гринёв, сообщили в пресс-центре вуза.
Возможно, появление накладок в средневековом Новгороде связано с его контактами с Монгольской империей.
– Монгольское нашествие второй четверти XIII века стало социально-политическим потрясением для государств и народов Евразии и оказало большое культурное влияние на многие регионы, – пояснил Андрей Гринёв. – Это выразилось не только в тех областях, которые попали под прямое влияние монголов и оказались в составе различных улусов, но также и там, где военных погромов не было. Политические контакты с миром Монгольской империи, а впоследствии с Золотой ордой неизбежно привели к культурным заимствованиям, нашедшим выражение как в массовых предметах, так и в искусстве. Не стал исключением и Великий Новгород – в его материальной культуре отчётливо прослеживается восточное влияние, выраженное через привозные изделия: китайскую и ближневосточную керамику, поясные гарнитуры, разнообразные металлические накладки, декор костюма.

Среди новгородских находок встречаются вещи, художественные особенности которых явно выделяются на фоне общей массы археологического материала. В том числе две упомянутые накладки. Их атрибуция, стилистический анализ и происхождение мотивов пока широко не освещали в археологической и искусствоведческой литературе.
Обе накладки имеют миндалевидную форму с загнутым заострённым концом – форму бута. Использование этой формы было характерно для Персии и Ирана ещё с III-VII веков, а потом распространилось в странах Азии и Европы.
Первую находку сделали в 1967 году на Лубяницком раскопе. Считается, что в культурный слой она попала в конце 1280-х – начале 1300-х годов. Фигура животного изображена на перфорированном фоне – зверь в движении, с поднятой передней лапой. Его лапы напоминают птичьи: они имеют по три пальца, завершающихся хорошо смоделированными загнутыми когтями. Хвост закручен в S-образный завиток с тонкой двойной линией и заканчивается растительноподобными элементами.
– Особого внимания заслуживает стилизованная голова с маленьким, едва различимым глазом и ушками, где нижнее ухо смещено под челюсть, верхнее, наоборот, поднято высоко вверх, – рассказала Надежда Точилова. – Пасть распахнута и смоделирована в виде двойного уплощённого валика с насечками. Из пасти вырывается длинный тонкий язык в виде скруглённого завитка. Изображение пасти существенно больше основного объёма головы с двумя миниатюрными ушками.
Вторую накладку нашли на Ильинском-I раскопе в 1963 году. Предположительная дата попадания в культурный слой – рубеж XIII-XIV веков. В прорезную накладку вписана фигура шагающего дракона. У него хорошо видны четыре когтистые трёхпалые лапы. Большую часть головы занимает большая распахнутая пасть, окаймлённая тонкой линией с завитками, формирующими оттопыренные губы. Создатели накладки не забыли и про нижний ряд зубов и тонкий язык в виде завитка.
Как отмечают учёные, изделия отличаются высокой степенью мастерства, а изображения имеют ряд стилистических черт, позволяющих рассматривать их в рамках одной изобразительной традиции.
– Драконовидная символика связана с процессом формирования культуры военной аристократии первого поколения Джучидов в 20-50 годы XIII века и влиянием дальневосточного искусства, – пояснил Андрей Гринёв. – Этот образ занимал определённое иерархическое место в монгольской культуре, но не получил единообразной иконографии и стилистики. Это привело к появлению большого количества интерпретаций образа на территории Pax Mongolica.
Что касается роговых накладок, учёные предполагают, что их использовали для декора сёдел. Такой вывод позволяют сделать находки, обнаруженные в кочевническом захоронении у села Филия, датируемого XIII-XIV веками. Там подобные накладки обнаружили в комплекте парадного седла. Несмотря на то, что само седло истлело, декор передней луки в виде накладок в форме бута и одной лотосовидной накладки, сохранил первоначальное положение.
– Также находка у села Филия позволяет связать такие накладки с восточным миром, – добавил Андрей Гринёв. – Её прямая аналогия – обломок с изображением дракона из Болгара на территории современного Татарстана, обнаруженный в 2014 году. Накладка частично обломана, но в сохранившемся абрисе можно предположить первоначальную форму бута. Само изображение сильно потёрто, однако в силуэте дракона просматриваются черты, позволяющие соотнести его с новгородскими образами. Пластичное тело имеет S-образный изгиб, переходящий в ряд округлых петель на хвосте. В отличие от новгородского изображения дракон имеет только две передние лапы, показанных в шаге. Моделировка головы, просматривающиеся очертания миндалевидного глаза, вытянутой, оскалившейся пасти с намеченными зубами близки к образам новгородских фантастических существ. Морфологическое родство подтверждается не только анатомией, но и наличием плавников, изображённых на затылке и у изгиба опорной ноги.
Так как атрибуция накладок основывается только на одной находке из погребения у села Филия, для доказательства этого определения нужно привести больше аналогий, сообщили в НовГУ. Пока эта версия остаётся предположением.
Не до конца выяснено и происхождение накладок. Существует предположение, что они являются монгольским импортом, однако эта идея пока не подкреплена дополнительными фактами.
Теги: Великий Новгород, НовГУ, археология, история, дракон, Монголия, седло, накладки















