Четверг, 25 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

13 ноября 2025
Елена Кузьмина

Новгородские учёные рассказали, почему сёдла в Древней Руси украшали накладками с драконом

В Новгородском университете изучили две накладки с изображением драконов, обнаруженные в советские годы в Великом Новгороде, и предположили их монгольское происхождение

Накладки нашли на Лубяницком и Ильинском раскопах в Великом Новгороде.

Накладки нашли на Лубяницком и Ильинском раскопах в Великом Новгороде.

Фотография ©: пресс-служба НовГУ имени Ярослава Мудрого

В Новгородском университете изучили две археологические находки, сделанные ранее в Великом Новгороде. Это роговые накладки в форме бута с изображением фантастических животных – драконов. Исследование провели доценты кафедры истории России и археологии вуза Надежда Точилова и Андрей Гринёв, сообщили в пресс-центре вуза.

Возможно, появление накладок в средневековом Новгороде связано с его контактами с Монгольской империей.

– Монгольское нашествие второй четверти XIII века стало социально-политическим потрясением для государств и народов Евразии и оказало большое культурное влияние на многие регионы, – пояснил Андрей Гринёв. – Это выразилось не только в тех областях, которые попали под прямое влияние монголов и оказались в составе различных улусов, но также и там, где военных погромов не было. Политические контакты с миром Монгольской империи, а впоследствии с Золотой ордой неизбежно привели к культурным заимствованиям, нашедшим выражение как в массовых предметах, так и в искусстве. Не стал исключением и Великий Новгород – в его материальной культуре отчётливо прослеживается восточное влияние, выраженное через привозные изделия: китайскую и ближневосточную керамику, поясные гарнитуры, разнообразные металлические накладки, декор костюма.

10-16.11.2025 Лента новостей

Среди новгородских находок встречаются вещи, художественные особенности которых явно выделяются на фоне общей массы археологического материала. В том числе две упомянутые накладки. Их атрибуция, стилистический анализ и происхождение мотивов пока широко не освещали в археологической и искусствоведческой литературе.

Обе накладки имеют миндалевидную форму с загнутым заострённым концом – форму бута. Использование этой формы было характерно для Персии и Ирана ещё с III-VII веков, а потом распространилось в странах Азии и Европы.

Первую находку сделали в 1967 году на Лубяницком раскопе. Считается, что в культурный слой она попала в конце 1280-х – начале 1300-х годов. Фигура животного изображена на перфорированном фоне – зверь в движении, с поднятой передней лапой. Его лапы напоминают птичьи: они имеют по три пальца, завершающихся хорошо смоделированными загнутыми когтями. Хвост закручен в S-образный завиток с тонкой двойной линией и заканчивается растительноподобными элементами.

– Особого внимания заслуживает стилизованная голова с маленьким, едва различимым глазом и ушками, где нижнее ухо смещено под челюсть, верхнее, наоборот, поднято высоко вверх, – рассказала Надежда Точилова. – Пасть распахнута и смоделирована в виде двойного уплощённого валика с насечками. Из пасти вырывается длинный тонкий язык в виде скруглённого завитка. Изображение пасти существенно больше основного объёма головы с двумя миниатюрными ушками.

Вторую накладку нашли на Ильинском-I раскопе в 1963 году. Предположительная дата попадания в культурный слой – рубеж XIII-XIV веков. В прорезную накладку вписана фигура шагающего дракона. У него хорошо видны четыре когтистые трёхпалые лапы. Большую часть головы занимает большая распахнутая пасть, окаймлённая тонкой линией с завитками, формирующими оттопыренные губы. Создатели накладки не забыли и про нижний ряд зубов и тонкий язык в виде завитка.

Как отмечают учёные, изделия отличаются высокой степенью мастерства, а изображения имеют ряд стилистических черт, позволяющих рассматривать их в рамках одной изобразительной традиции.

– Драконовидная символика связана с процессом формирования культуры военной аристократии первого поколения Джучидов в 20-50 годы XIII века и влиянием дальневосточного искусства, – пояснил Андрей Гринёв. – Этот образ занимал определённое иерархическое место в монгольской культуре, но не получил единообразной иконографии и стилистики. Это привело к появлению большого количества интерпретаций образа на территории Pax Mongolica.

Что касается роговых накладок, учёные предполагают, что их использовали для декора сёдел. Такой вывод позволяют сделать находки, обнаруженные в кочевническом захоронении у села Филия, датируемого XIII-XIV веками. Там подобные накладки обнаружили в комплекте парадного седла. Несмотря на то, что само седло истлело, декор передней луки в виде накладок в форме бута и одной лотосовидной накладки, сохранил первоначальное положение.

– Также находка у села Филия позволяет связать такие накладки с восточным миром, – добавил Андрей Гринёв. – Её прямая аналогия – обломок с изображением дракона из Болгара на территории современного Татарстана, обнаруженный в 2014 году. Накладка частично обломана, но в сохранившемся абрисе можно предположить первоначальную форму бута. Само изображение сильно потёрто, однако в силуэте дракона просматриваются черты, позволяющие соотнести его с новгородскими образами. Пластичное тело имеет S-образный изгиб, переходящий в ряд округлых петель на хвосте. В отличие от новгородского изображения дракон имеет только две передние лапы, показанных в шаге. Моделировка головы, просматривающиеся очертания миндалевидного глаза, вытянутой, оскалившейся пасти с намеченными зубами близки к образам новгородских фантастических существ. Морфологическое родство подтверждается не только анатомией, но и наличием плавников, изображённых на затылке и у изгиба опорной ноги.

Так как атрибуция накладок основывается только на одной находке из погребения у села Филия, для доказательства этого определения нужно привести больше аналогий, сообщили в НовГУ. Пока эта версия остаётся предположением.

Не до конца выяснено и происхождение накладок. Существует предположение, что они являются монгольским импортом, однако эта идея пока не подкреплена дополнительными фактами.

Теги: Великий Новгород, НовГУ, археология, история, дракон, Монголия, седло, накладки

РЕКЛАМА

Еще новости

На ремонт библиотеки направили 10 млн рублей.

В Пестове отремонтировали детское и взрослое отделения библиотеки

В Пестове завершили капитальный ремонт в муниципальной библиотеке, которого здесь не было с 1984 года

23.12.2025 | Культура

Выставка открыта до 26 марта.

В Великом Новгороде можно увидеть «Бестиарий древнего города»

На выставке в Новгородском музее-заповеднике представлены почти 400 экспонатов из культурного слоя древнего города, когда животный мир был неотъемлемой частью человеческо...

23.12.2025 | Культура

Исследование позволяет по-новому взглянуть на истоки отечественной науки и высшей школы

В Новгородском университете обнародовали утраченный конспект лекций студента первого вуза России

Исследователи ввели в научный оборот ранее неизвестную рукопись конца XVII века — конспект лекций по философии, который вёл один из студентов Славяно-греко-латинской акад...

21.12.2025 | Культура

Проект стал возможен благодаря победе в конкурсе «Без исключения» благотворительного фонда «Свет».

В Великом Новгороде прошла презентация инклюзивного видеогида «Прогулка по Витославлицам»

Все видео созданы на русском жестовом языке, чтобы история усадьбы и традиции деревянного зодчества были доступны каждому посетителю, в том числе глухим и слабослышащим

21.12.2025 | Культура

Тема выставки: «Образ Родины».

Все залы Центра современного искусства сейчас заняты работами новгородских художников

В Новгородском центре современного искусства открылась отчётная выставка членов регионального отделения Союза художников России

20.12.2025 | Культура

На этом спектакле часто педагоги школ говорят — это всё про меня.

Новгородский спектакль «Шея жирафа» получил спецприз фестиваля «Рождественский парад»

Спектакль «Шея жирафа» — это драматическая история учительницы биологии, где главная героиня Инга Ломарк педагог старой закалки, которая ценит свой предмет и школьную сис...

18.12.2025 | Культура