Четверг, 26 июня 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

31 октября 2019
Анна Мельникова

Учёные выяснили, что орнамент росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря – это преобразование арабских букв

Подобного декора не найдено не только в Великом Новгороде, но и во всей России

В Великом Новгороде три дня проходила научная конференция «Антоний Римлянин и его время». Форум был поддержан Новгородским музеем-заповедником, Государственным Русским музеем, Государственным институтом искусствознания, Санкт-Петербургской Духовной Академией и Новгородской митрополией в рамках проекта, посвященного 900-летию Собора Рождества Богородицы новгородского Антониева монастыря (1117-1119 гг).

Один из вопросов конференции, в обсуждении которой приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и Пизы (Италия), касался стиля фресок и декоративной росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря.

По информации Новгородской епархии, на заседании было отмечено, что роспись собора имеет единую стилистику и своеобразный интернациональный характер, который отличает собор Рождества Богородицы от других храмов Великого Новгорода. Это касается орнамента стенописи, который называется шрифтовым орнаментом, или куфическим декором. Он выполнен на основе арабских букв куфического алфавита.

В соборе Рождества Богородицы буквы этого алфавита были преобразованы в настенный орнамент и обрамлены виноградной лозой. Такой приём применялся в архитектурном декоре мусульманских храмов.

Для ученых остается загадкой, каким образом орнамент оказался на стенах новгородского храма. Подобного декора не было найдено не только в Великом Новгороде, но и во всей России.

На Руси куфический алфавит применялся изредка на фресках как элемент украшения одежды, однако нигде не было найдено его самостоятельного применения в качестве декора.

Ученые предполагают, что этот орнамент изначально проник с Востока на Запад, а уже оттуда – на Русь. На Западе он был распространен в XI-XIII веках в раннеготических и романских памятниках архитектуры.

В соборе Рождества Богородицы такой орнамент вместе с завесой отделял алтарную часть храма от общего пространства и, предположительно, отождествлялся с ветхозаветными письменами. Ученые предполагают, что, вероятнее всего, авторство этого замысла принадлежит самому основателю и настоятелю монастыря, преподобному Антонию Римлянину, что свидетельствует о его иноземном происхождении.

Теги: Антониев монастырь, история, наука

РЕКЛАМА

Еще новости

Среди участников фестиваля в этом году Натулал Соланки, один из самых легендарных и известных барабанщиков Индии.

На фестиваль «Крапива» в Великий Новгород приедут ведущие барабанщики России и зарубежья

В Великом Новгороде 5 июля пройдёт самое громкое музыкальное событие этого лета – барабанный фестиваль «Крапива».

25.06.2025 | Культура

Организаторы фестиваля обещают зрителям увлекательную программу.

«86-е Мартобря» покажут на фестивале театральных искусств имени Достоевского в Великом Новгороде

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского вновь пройдёт в Великом Новгороде и Старой Руссе с 31 октября по 4 ноября

25.06.2025 | Культура

Гостей ждёт мастер-класс по колокольному звону.

В Великом Новгороде пройдёт фестиваль «Праздник слова, мысли и культуры»

Местом проведения областного фестиваля русского языка «Праздник слова, мысли и культуры» 28 июня станет Ярославово дворище

25.06.2025 | Культура

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Три недели в Великом Новгороде будет идти фестиваль уличных театров «Без кулис»

Зрители увидят 17 спектаклей разных жанров: уникальные театральные постановки, кукольные представления, огненные шоу, исторические реконструкции

24.06.2025 | Культура

Работы художников, использованные в качестве иллюстраций к роману,, будут представлены на организованной специально для презентации выставке.

В Великом Новгороде презентуют новое издание романа «Братья Карамазовы»

Новое издании романа Фёдора Достоевского проиллюстрировано работами художников Олега Манюкова и Владислава Шестакова из собрания Новгородского музея-заповедника

24.06.2025 | Культура

Часть экспозиции отражает традиции белорусской иконы XVII – начала XIX вв., другая — самобытность церковной живописи России этого же периода.

Новгородцев приглашают на открытие выставки «Образ видимый»

«Образ видимый» - совместный проект Национального художественного музея Республики Беларусь и Новгородского музея

22.06.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.06.2025 года

РЕКЛАМА