Сегодня, в первое воскресенье после Пасхи, православные отмечают Красную горку. Этот день также назывался Фомино воскресенье, в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который не верил в чудо воскресения Христова. В церкви в этот день в последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину и закрываются царские ворота.
Фомино воскресенье, завершавшее пасхальные празднества, в народном быту отмечалось очень широко и радостно. Красная горка считалась праздником молодежи. С восхода до заката солнца в окрестностях деревень проходили гулянья, сопровождавшиеся хороводами, песнями, качаниями на качелях. При этом участие в празднике всех парней и девушек брачного возраста считалось обязательным. Девушки являлись все, до единой, в лучших нарядах, чтобы понравиться парням, которые присматривали себе невест.
Тех, кто отказывался от веселья, награждали обидными прозвищами, высмеивали, называли «непутешными». Считалось дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину, а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонка-замухрышку.
По народным представлениям, участие в гулянье на Красную горку утверждало юношей и девушек в статусе потенциальных женихов и невест. Многочисленные зрители, приходившие на молодежные гулянья, с интересом наблюдали за парнями и девушками и получали возможность оценить достоинства будущих женихов и невест. Часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье.
В ряде мест к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступления в брак.
На Красную горку проходил обрядовый обход дворов с чествованием и поздравлением молодоженов, вступивших в брак в течении последнего года. Этот обряд назывался «окликание молодых» или «вьюнины», «вьюнишник».
Окликальщики приходили к дому, в котором жили молодые, становились во дворе или под окнами и исполняли для молодоженов специальную величальную песню – «вьюнец», которая была наполнена особым колоритом, яркой поэтической символикой и отчетливым ритуальным смыслом.
Типичные вьюнишные песни состояли из трех частей: зачин – обращение с просьбой разрешить окликать молодых, основная часть – эпическая, в которой высказывались пожелания благополучия, и заключение – просьба о вознаграждении.
В Фомино воскресенье своего пика достигали обрядовые действия, связанные с призывами, закликаниями, зазываниями весны.
Обычно рано утром, перед восходом солнца, на возвышенном месте за деревней – на красивой (красной) горке (отсюда и название праздника) – собирались девушки.
Теги: Красная горка, православие