Прийти на спектакль, в основе которого «Преступление и наказание», но для начала стать слушателем семинара от модного коуча, сделавшего себя успешным или придумавшего успешного себя. Почему бы и да?
Свободный театр современного танца из Перми с постановкой «неШкольная программа» заставляет зрителя пройти через это условие, прежде чем он будет допущен к телу спектакля.
Физическая проекция романа Достоевского – это набор этюдов контемпорари танца, иллюстрирующих отдельные сюжетные узлы произведения, благодаря связкам существующий как единое целое.
Точно и, вместе с тем, нетипично в спектакле передана атмосфера Петербурга, северной столицы, где между огромными фасадами с натянутыми рекламными постерами и вечными строительными лесами сам по себе существует всё такой же маленький и уязвимый, никому не нужный как и в прошлые века человек. Как незаметно и неотступно сопровождает его забытый кем-то шнур: «Самому, что ли, повеситься? Или ещё потерпеть»
Без труда мы узнаем в чёрных фигурах актёров и Мармеладова, и Сонечку, и старуху процентщицу, и Катерину Ивановну. Из единообразия актёров их выделяют вязаные, «старомодные», узнаваемые аксессуары. А их движение выглядит ничуть не менее убедительно, чем слова классика.
Очевидность, с которой создатели спектакля используют реквизит, добавляет происходящему трогательной человечности: свитер-дом-футляр, оболочка, поглотившая опустившегося человека. Или вульгарные, огромные туфли-монстры Сонечки, из которых её вытряхивает Расколькников или его крест-пилон. Им он и обороняется, от него же страдает. На нём танцует свою партию с Соней.
Параллельно эпизодам из романа действие «неШкольной программы» разворачивается в дне сегодняшнем. Здесь молодёжь наглядно объясняет нам, что буллинг – одна из форм нормальности, а равнодушный стрим хоть сколько-нибудь интересного – способ неплохо провести время. Это приходится принимать в расчёт.
Под живое исполненные песен из «Агаты Кристи» и «Дельфина» пермская рок-группа Olivia и та самая «молодёжь» поглощает весь зал: вслед за сценой осваивает коридоры между зрительскими креслами и явно заставляет зрителя выйти из зоны комфорта в обмен на то, чтобы явить чудо воскрешения, случившееся здесь, прямо среди нас. В соседнем ряду кресел.