Центр реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника получил современное высокотехнологичное оборудование. Портативный рентгенофлуоресцентый спектрометр TRACER для исследования и реставрации фресок приобретён благодаря поддержке председателя координационного совета ПАО «Акрон», члена попечительского совета музея-заповедника Вячеслава Кантора.
Генеральный директор музея-заповедника Наталья Григорьева уточнила, что музей занимается реставрационной и научно-исследовательской деятельностью на профессиональной основе.
— У нас огромная база для исследования, в том числе монументальная живопись, археологические находки. Есть замечательные кадры, аттестованные специалисты. Первичную научную обработку этих артефактов наши специалисты в состоянии сделать, – сказала Наталья Григорьева. – Но сегодня время нанотехнологий. И мы искренне признательны объединению «Акрон», руководству, инженерному составу, техническим специалистам – всем, кто помог нам пройти путь поиска, найти оборудование, которое соответствует нашей мобильной музейной работе, и приобрести его. Это позволит музею развиваться на современном уровне.
Отметим, что Новгородский музей-заповедник давно сотрудничает с Академией наук, специалистами МГУ, другими ведущими институтами в области реставрации. Идея приобрести собственное оборудование высочайших возможностей появилась после визита в 2019 году в новгородский музей специалистов лаборатории исследования исторических памятников при министерстве культуры и коммуникации Франции. Работая с иконами, картинами, фресками, имея специальное оборудование, они могли тут же ответить на очень важные для реставрации предметов вопросы музейных специалистов.
Основной исследовательской задачей на первоначальном этапе является определение химического состава пигментов. Часто из-за пожара росписи меняют цвет, а спектрометр позволяет определить химический состав пигмента и уточнить, какие металлы использовали древние зодчие и художники.
— У нас прекраснейшие памятники монументальной живописи, но они очень мало исследованы технологически. Благодаря этому прибору мы можем увидеть мельчайшие частицы присутствующего пигмента, то есть, какие пигменты использовал изначально художник. Кроме того, исследования могут позволить определить и художника, поскольку у каждого из них своя палитра. А при реставрации, в том числе, мы уже будем видеть, какие пигменты нельзя применять на конкретном памятнике, — рассказала заведующая Центром реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова. — Немаловажно и то, что это не разрушающий метод исследований.
Особенность приобретённого спектрометра в том, что он оснащён целой библиотекой спектров. Это специализированное программное обеспечение, которое позволяет провести первые анализы прошедшему обучение сотруднику без специальных технических инженерных навыков.
Теги: Новгородский музей-заповедник, центр реставрации, оборудование