В Новгородском музее-заповеднике ведут реставрацию иконы «Богоматерь Корсунская» XVI века из Софийского собора. Икона – редчайший, уникальный памятник древнерусского искусства.
Живопись иконы «Богоматерь Корсунская» относится к XVI, XIX векам, оклад датируется XII веком.
В 2010 году после пожара в здании Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря в Москве, где икона находилась на реставрации с 2007 года, икона оказалась в критическом состоянии. В 2019 году её вернули для продолжения консервационно-реставрационных работ в Новгородский музей.
Икону восстанавливают с помощью новейшего оборудования – реставрационного стола, который приобрели при поддержке компании ООО «Газпром Межрегионгаз», вошедшей в состав Попечительского совета Новгородского музея-заповедника.
Функционал рабочего стола позволяет проводить сложнейшие реставрационные работы с использованием современного бинокулярного микроскопа, который перемещается с помощью дистанционного управления, в том числе на микрорасстояния.
Видеокамера фиксирует процесс раскрытия иконы и делает фотографии. Автономное освещение не нагревает реставрируемый объект. Термошпатель позволяет проводить консервацию памятника древнерусского искусства и укреплять отстающие элементы левкаса и красочного слоя.
– Это то оборудование, которое нам давно требовалось. Великолепная немецкая оптика, которая даёт возможность ведения очень сложных реставрационных работ, – говорит начальник отдела реставрации станковой живописи (темпера) Новгородского музея-заповедника Юрий Александров. – Теперь мы можем гораздо лучше видеть раскрываемую поверхность икон. Микроскопы оборудованы системой приведения их в движение при помощи пульта. Это самое последнее, самое новое оборудование, которое вообще возможно в этой области. Насколько мне известно, такие же столы есть в Третьяковской галерее.
Кроме того, новгородская компания помогла провести в мастерской реставрации темперной живописи ремонт системы вентиляции. До того в этих помещениях была так называемая щелевая вентиляция – воздух попадал сюда через естественные проёмы в окнах.
– Теперь вентиляция забирает воздух с улицы, прогоняет его через специальные фильтры, обеззараживает и подогревает, – рассказал Юрий Александров. – Только после этого воздух попадает в мастерскую. Вентиляция очень важна, чтобы в определённое время года понизить влажность в помещении, и в любой период – для обеспечения воздухообмена.