Во-первых, это красиво. Это красиво во-вторых, в-третьих, красиво в бесконечности.
«По ту сторону греха» Бориса Эйфмана, постановка, открывшая юбилейный театральный фестиваль Достоевского, щедро изливает на зрителя двухчасовой поток красоты. И это вопреки пороку, Карамазовщине, бесовщине, которые в балете тоже присутствуют, правят бал и дотягиваются цепкими щупальцам до самых потайных уголков души.
Старший Карамазов у Эйфмана – просто чёрт, порабощающий не только троих сыновей, паук, опутавший всё пространство Скотопригоньевска.
Грушенька – ослепительная Кармен, обречённая на страдания.
А братья…
В краткие минуты торжества разума и света, отношения между Алёшей, Иваном и Дмитрием заставляют залюбоваться, поразиться гармонии, усыпляют тревогу, но всё это в долю секунды разрушает чернота старшего Карамазова.
В вольной переработке Бориса Эйфмана нет чистых сердцем и душой героев; сам набор персонажей сведён до минимума и превращён в карамазовский концентрат; греха не избежал и Алёша; Иван и вовсе стал Инквизитором, Дмитрий –мученик; мертвец встаёт из гроба; чертовский вихрь кружит по сцене в таком темпе, что, кажется, захлестнёт и пространство за рампой; крест свергается на глазах ошалевших зрителей в прах.
Солистов на сцене подгоняет и держит мощный кордебалет. И все вместе они мчатся, мчатся, мчатся.
От того финальная сцена восхождения Алёши на собственную Голгофу кажется замедленной и застывшей в вечности: вернуться к жизни, побывав по ту сторону греха, ему и другим героям будет бесконечно тяжело.
Напомним, с 4 по 11 ноября в Новгородской области идёт XXV Международный театральный фестиваль Фёдора Достоевского. Он представит в Великом Новгороде и Старой Руссе панораму спектаклей по произведениям великого русского классика. Впервые спектакли программы покажут в Боровичах. Форум ежегодно объединяет как премьерные, так и зарекомендовавшие себя постановки по произведениям писателя. «НВ» публикуют короткие заметки о спектаклях, прошедших в рамках фестиваля. Все тексты можно найти под хештегом #Достоевский_2021.