Известный российский лингвист, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус вчера, 25 ноября, выступил в Доме научной коллаборации в Великом Новгороде с лекцией о берестяных грамотах, найденных в Новгородской области в 2021 году.
В частности, учёный рассказал о «воскресшей» новгородской грамоте, которая исчезла в 1952 году и была счастливым образом найдена в 2021 году. По его словам, она оказалась документом нового типа среди памятников делового русского языка XIV-XVII веков.
– Этот год, помимо регулярных находок, принёс нам встречу с Неревским раскопом, где в 1952 году была найдена грамота №13. Эта была первая чернильная грамота, которую сразу, на раскопе, прочесть не удалось, – рассказал лингвист. – Она померкла прямо в руках у археологов. Псковский археолог Инга Лабутина, которая находилась на раскопе в момент находки, записала в своих воспоминаниях, что видела текст, который исчезал на ярком солнечном свете.
Руководитель раскопок Артемий Арциховский передал грамоту на изучение в Ленинград, надеясь, что её смогут прочитать с помощью криминалистических методов.
– Но в результате грамота затерялась и нашлась только в этом году в Институте истории материальной культуры, – рассказал Алексей Гиппиус. – Не будем излагать детали архивных перемещений, которые привели к обнаружению. Самое важное, что чернильная грамота существует.
Оказалось, что часть текста на грамоте можно рассмотреть невооруженным глазом. Учёный предполагает, что в 1952 году её не прочли, так как контраст между чернильной и обычными процарапанными грамотами был слишком силён – текст словно померк.
Теперь в распоряжении археологов есть большой берестяной документ, в котором они прочитали повторяющуюся рефреном фразу: «ищет Григорий на терешки… ищет Григорий… ищет Григорий на саушки…». Григорий ищет четвертки хмелю, четвертки ржи, пятка льну.
Слово «ищет», как сказал Алексей Гиппиус, в тексте грамоты используется в правовом значении – Григорий предъявляет иск.
– Тот, кто предъявлял иск, назывался ищея. Григорий выступает в роль такой ищеи, – пояснил Алексей Гиппиус. – Григорий взыскивает натуральные продукты: четвертки хмеля, четвертки ржи, пятка льну, овса и коробей ещё чего-то. Но, кроме того, наш Григорий ищет ещё полтины денег. Грамота датирована серединой XV века – в это время Новгород чеканил свою монету.
Причём, в берестяном документе идёт речь о порученной полтине, то есть полтине, за которую кто-то поручился. С этого поручителя Григорий и хочет получить денег.
Первая строка в грамоте читается пока тяжело, сказал Алексей Гиппиус. Предполагается, что в ней есть слова «тимьян в церковь».
– Затем вполне уверенно читается – «ино то рубль отдал полтинных денег», – рассказал учёный. – За этими словами стоит интересная экономическая практика.
Косвенная подсказка для прочтения новгородской грамоты имеется в московской грамоте №3. Этот документ является описанием имущества некого Турабья. В грамоте говорится «а в деле на людях серебра» и перечисляется, сколько серебра у нескольких таких людей. «А всего серебра на людех Турабьева четыре рубля в деле».
– Это означает, что эти люди брали деньги в ссуду и платили проценты, – объяснил Алексей Гиппиус. – Это очень важный финансово-экономический механизм. Такие же полтинные деньги фигурируют и в новгородском тексте.
По словам учёного, чернильная грамота оказалась документом нового типа среди памятников делового русского языка XIV-XVII веков.
– Это исковое заявление, с документами такого типа мы ещё не встречались, – сообщил Алексей Гиппиус. – Единственная параллель есть в полоцком документе, в котором «ищет Артемий и на хварзе иночимова долгу». Иночим – это отчим.
Учёный подчеркнул, что пока специалистам удалось прочесть новгородскую чернильную грамоту не полностью – только фрагмент из середины текста. Возможно, изучить документ удастся с помощью современных методик.
Теги: Великий Новгород, история, археология, берестяная грамота, Алексей Гиппиус