Воскресенье, 21 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

21 июля 2022
Василий Дубовский

Реставраторы восстановили фрагменты фресок новгородского храма Входа Господня в Иерусалим XIV века

Новгородские реставраторы показали восстановленные фрагменты фресок, которые иллюстрируют собою внешний вид утраченного храма Входа Господня в Иерусалим XIV века

По мнению специалистов, руинированная живопись храма, не дошедшего да наших дней, являет собою уника

По мнению специалистов, руинированная живопись храма, не дошедшего да наших дней, являет собою уника

Фотография ©: Василий Дубовский

Сегодня, 21 июля, новгородские реставраторы показали журналистам восстановленные фрагменты фресок, которые иллюстрируют собой внешний вид утраченного храма Входа Господня в Иерусалим 1336 года.  

Руины неизвестной постройки были обнаружены в 2009 году при прокладке электрокабеля в Новгородском кремле. В 2010-2012 годах здесь работала археологическая экспедиция СПбГУ под руководством Валентина Булкина и Ильи Антипова. Благодаря проведённым исследованиям было определено, что руины принадлежат храму, построенному архиепископом Василием Каликой. 

Основание храма Входа Господня в Иерусалим 1336 года / Фото Новгородского музея-заповедника

Фрагменты первоначальной росписи, сохранившиеся на стенах,  были перенесены в реставрационную мастерскую, где хранились под профзаклейкой из марли, дожидаясь своего часа. То, что можно видеть сегодня, – это результат полугодовой работы. 56 фрагментов смонтированы на 21 планшет. Восстановлением занимались в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника.

Монтажом фрагментов живописи храма Входа Госполня в Иерусалим занималась реставратор Оксана Карякина

После кропотливой очистки (в трещинках красочного слоя накопился мусор), фрагменты были помещены на специальную подложку из пены, которую, в свою очередь, фиксирует рамочка. Конструкция легко разбирается. Она удобна как для демонстрации живописи на выставках, так и для дальнейших исследований и реставрации.

Уцелевшая живопись представляет собою мраморировку – имитацию каменной облицовки, применявшуюся мастерами древности для украшения нижней части  храмов. Интересно, что позднее, во второй половине XIV века, применялись уже так называемые «полотенца». 

По словам заведующей Центром реставрации монументальной живописи Тамары Анисимовой, особенностью росписей храма Входа Господня в Иерусалим является их цветовая гамма. Сочетание жёлтого, красного и коричневого напоминает античную мозаику. И отличается от обычно более сдержанной росписи других храмов древнего Новгорода.

– Возможно, художник это где-то подсмотрел и, восхищённый, решил повторить, – предположила Тамара Ивановна. 

Собирая кусочки росписей «в рамочку», реставраторы старались добиться цельности картины и передать её красоту.

– Можно только догадываться, насколько красиво было в храме поверх мраморировок, как великолепно выглядел алтарь, – сказала Тамара Анисимова.   

По мнению специалистов, руинированная живопись храма, не дошедшего да наших дней, являет собою уникальный образец монументального искусства первой половины XIV века. Привычная оценка, когда речь идёт об искусстве древнего Новгорода. 

Сейчас реставраторы работают над фрагментами росписей храма на Рюриковом Городище. 

Теги: Великий Новгород, реставрация, фрески, музей-заповедник, храм

РЕКЛАМА

Еще новости

Тема выставки: «Образ Родины».

Все залы Центра современного искусства сейчас заняты работами новгородских художников

В Новгородском центре современного искусства открылась отчётная выставка членов регионального отделения Союза художников России

20.12.2025 | Культура

На этом спектакле часто педагоги школ говорят — это всё про меня.

Новгородский спектакль «Шея жирафа» получил спецприз фестиваля «Рождественский парад»

Спектакль «Шея жирафа» — это драматическая история учительницы биологии, где главная героиня Инга Ломарк педагог старой закалки, которая ценит свой предмет и школьную сис...

18.12.2025 | Культура

Инициативу Новгородского музея-заповедника по строительству археологического центра поддержал премьер Михаил Мишустин.

В археологическом центре имени Янина в Великом Новгороде приступили к кладке стен

В историческом центре Великого Новгорода продолжается строительство археологического центра имени Валентина Янина

18.12.2025 | Культура

19 декабря на площади Победы-Софийской в Великом Новгороде стартует новогодняя ярмарка.

Стала известна программа празднования Нового года и Рождества в Великом Новгороде

Праздничные новогодние мероприятия стартуют в Великом Новгороде 19 декабря и пройдут на площади Победы-Софийской

17.12.2025 | Культура

Псковская публика очень тепло приняла спектакль и его героев.

Новгородский спектакль «Потеряшки» получил приз за лучшую режиссуру на «Кроха-фесте» в Пскове

В первом всероссийском театральном фестивале для самых маленьких «Кроха-фест» в Пскове приняли участие 12 театров из разных регионов. Новгородский театр «Малый» представи...

17.12.2025 | Культура

Автором идеи спецпроекта является художественный руководитель драмтеатра Александр Мурити.

Актёры новгородского театра драмы представят спецпроект «Поэзия Победы»

В декабре актёры Новгородского академического театра драмы представят спецпроект, посвящённый 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

16.12.2025 | Культура