Воскресенье, 28 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

21 июля 2022
Василий Дубовский

Реставраторы восстановили фрагменты фресок новгородского храма Входа Господня в Иерусалим XIV века

По мнению специалистов, руинированная живопись храма, не дошедшего да наших дней, являет собою уникальный образец монументального искусства первой половины XIV века.

По мнению специалистов, руинированная живопись храма, не дошедшего да наших дней, являет собою уникальный образец монументального искусства первой половины XIV века.

Фотография ©: Василий Дубовский

Сегодня, 21 июля, новгородские реставраторы показали журналистам восстановленные фрагменты фресок, которые иллюстрируют собой внешний вид утраченного храма Входа Господня в Иерусалим 1336 года.  

Руины неизвестной постройки были обнаружены в 2009 году при прокладке электрокабеля в Новгородском кремле. В 2010-2012 годах здесь работала археологическая экспедиция СПбГУ под руководством Валентина Булкина и Ильи Антипова. Благодаря проведённым исследованиям было определено, что руины принадлежат храму, построенному архиепископом Василием Каликой. 

Основание храма Входа Господня в Иерусалим 1336 года / Фото Новгородского музея-заповедника

Фрагменты первоначальной росписи, сохранившиеся на стенах,  были перенесены в реставрационную мастерскую, где хранились под профзаклейкой из марли, дожидаясь своего часа. То, что можно видеть сегодня, – это результат полугодовой работы. 56 фрагментов смонтированы на 21 планшет. Восстановлением занимались в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника.

Монтажом фрагментов живописи храма Входа Госполня в Иерусалим занималась реставратор Оксана Карякина

После кропотливой очистки (в трещинках красочного слоя накопился мусор), фрагменты были помещены на специальную подложку из пены, которую, в свою очередь, фиксирует рамочка. Конструкция легко разбирается. Она удобна как для демонстрации живописи на выставках, так и для дальнейших исследований и реставрации.

Уцелевшая живопись представляет собою мраморировку – имитацию каменной облицовки, применявшуюся мастерами древности для украшения нижней части  храмов. Интересно, что позднее, во второй половине XIV века, применялись уже так называемые «полотенца». 

По словам заведующей Центром реставрации монументальной живописи Тамары Анисимовой, особенностью росписей храма Входа Господня в Иерусалим является их цветовая гамма. Сочетание жёлтого, красного и коричневого напоминает античную мозаику. И отличается от обычно более сдержанной росписи других храмов древнего Новгорода.

– Возможно, художник это где-то подсмотрел и, восхищённый, решил повторить, – предположила Тамара Ивановна. 

Собирая кусочки росписей «в рамочку», реставраторы старались добиться цельности картины и передать её красоту.

– Можно только догадываться, насколько красиво было в храме поверх мраморировок, как великолепно выглядел алтарь, – сказала Тамара Анисимова.   

По мнению специалистов, руинированная живопись храма, не дошедшего да наших дней, являет собою уникальный образец монументального искусства первой половины XIV века. Привычная оценка, когда речь идёт об искусстве древнего Новгорода. 

Сейчас реставраторы работают над фрагментами росписей храма на Рюриковом Городище. 

Теги: Великий Новгород, реставрация, фрески, музей-заповедник, храм

РЕКЛАМА

Еще новости

Александр Крылов передал панно в дар Новгородскому музею-заповеднику в год 80-летия освобождения Новгорода от немецко-фашистской оккупации.

Шестиметровое панно подарили Новгородскому музею-заповеднику к Дню Победы

К Дню Победы Новгородский музей-заповедник получил в дар от заслуженного художника России Александра Крылова большеформатное полотно «Новгород. 1944»

27.04.2024 | Культура

В музее хранятся предметы быта местного населения, многим из которых больше 100 лет.

В Маловишерском музее появится мультимедийное и интерактивное оборудование

Маловишерский районный краеведческий музей в 2024 году оснастят новым оборудованием

27.04.2024 | Культура

О строительстве Владычной палаты в кремле в летописи сообщается под 1433 годом.

Новгородская Владычная палата попала в топ-30 готических построек России

Исторические постройки Новгородской области попали в рейтинг проекта «Готика в России»

27.04.2024 | Культура

Ремонт учреждений проходит по национальному проекту «Культура».

В Поддорском районе ремонтируют библиотеку и Заозерский дом культуры

В 2024 году будут обновлены Центральная районная библиотека в Поддорье и Заозерский сельский дом культуры

26.04.2024 | Культура

Боевой ход Новгородского кремля вновь откроют 27 апреля.

Новгородский музей-заповедник переходит на летний режим работы

С 27 апреля объекты Новгородского музея-заповедника перейдут на весенне-летний режим работы

26.04.2024 | Культура

В фонде Чудовского краеведческого музея хранится более 11 тысяч предметов.

В Чудовском краеведческом музее установят автомат для продажи билетов

В 2024 году Чудовский краеведческий музей получит интерактивное оборудование по нацпроекту «Культура»

26.04.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года