Сегодня, 6 июня, в Великом Новгороде, в здании Присутственных мест в кремле состоялась презентация этнографической выставки «Из разных губерний» для участников выездной сессии Ассоциации этнографических музеев России. Выставку приурочили к празднованию 60-летия музея народного деревянного зодчества «Витославлицы».
В презентации приняли участие генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн, министр культуры региона Илианна Петрова, директор Российского этнографического музея Юлия Купина.
Главными экспонатами на выставке, которая откроется для посетителей музея завтра, 7 июня, стали праздничные крестьянские костюмы из Новгородской, Санкт-Петербургской, Вологодской, Олонецкой, Архангельской, Тверской, Псковской, Ярославской и Московской губерний XVIII – первой трети ХХ веков. Они находятся в собраниях Новгородского музея-заповедника, Российского этнографического музея и художника Ивана Глазунова и его супруги Юлии. Куратором выставки стала старший научный сотрудник музея «Витославлицы» Елена Мигунова.
Среди экспонатов, удивляющих яркостью красок и тонкостью множества деталей, – сарафаны, юбки, платки, фаты, а также головные уборы – кокошники, короны, сороки, косынки, расшитые золотыми и цветными нитями.
Мужской праздничный костюм традиционно состоял из рубахи-косоворотки с накладными карманами, украшенными вышивкой, брюк, пояса, картуза, сапог или лаптей с онучами и оборами.
Елена Мигунова рассказала, что труд для крестьянской семьи и был самой жизнью, и для будничных дел люди носили простую и неброскую одежду. Но праздничный, свадебный костюмы и украшения поражали сочностью красок и изяществом.
Некоторые экспонаты из фондов Новгородского музея-заповедника можно увидеть на выставке впервые. Среди них шапочка уроженки Новгородского уезда, которую она передала своей падчерице Галине Ивановне Никитиной. Сегодня она принимала участие в презентации выставки.
– Я уроженка Новгородского района, деревни Чавницы, – рассказала женщина. – Когда мне было 11 лет, я потеряла мать, и отец привёл в семью другую женщину. Она пришла с маленьким сундучком на замочке. Я была ребёнком, и мне было очень интересно, что в нём. Просила: «Тётя Нина, дай посмотреть». Но так прошло больше 30 лет, и только когда ей было 90 лет, и она тяжело заболела, она отдала мне свои сокровища.
Сокровищами оказались вышитая жемчугом женская шапочка XIX века и серьга того же времени. Шапочку Галина Никитина передала в Новгородский музей пять лет назад, и сегодня после реставрации она нашла своё место в экспозиции.
Сегодня же новгородка передала в собрание музея и вторую вещь, оставшуюся ей от мачехи, – серьгу.
В числе других уникальных экспонатов на выставке раритеты, предоставленные художником Иваном Глазуновым, многие годы изучающим историю русского Севера. На выставке пять манекенов одеты в вещи, которые он когда-то обнаружил во время поездок по российским регионам.
В частности, художник рассказал об одном из высоких кокошников, который можно увидеть в экспозиции.
– Я и многие этнографы атрибутировал его как тверской, потому что в музее в Твери есть портрет тверской купчихи в таком же кокошнике, – сказал Иван Глазунов. – Но я считаю, что это кокошник верхнеповолжский, и его можно называть и костромским, и ярославским, и московским, и тверским. Он характерен для этой части России. Я его обнаружил в Лондоне на аукционе одной известной артистки немого кино около шести лет назад. Она к тому времени уже умерла, и её имущество распродавалось с молотка на небольшом провинциальном аукционе. Поскольку она дружила с русскими эмигрантами в 1920-х годах, видимо, кто-то ей подарил кокошник, или она купила этот русский шедевр.
Добавим, что в художественном оформлении выставки использованы графические работы выдающегося архитектора-реставратора Леонида Красноречьева, автора проекта музея «Витославлицы». Его деятельность по созданию и развитию музея под открытым небом позволила сохранить для последующих поколений уникальные образцы новгородского деревянного зодчества.
Выставка будет работать до 9 сентября.
Теги: Великий Новгород, выставка, крестьяне, костюмы, кокошник, история