С 3 сентября в России начала формироваться Служба уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансового омбудсмена) в соответствии с принятым федеральным законом №123. Ее задача – урегулирование в досудебном порядке споров граждан и организаций с участниками финансового рынка, рассказали в Новгородском отделении Северо-Западного Главного управления Банка России.
Главным финансовым омбудсменом назначен Юрий Воронин, ранее работавший советником руководителя Банка России. По его представлению будут назначены финансовые уполномоченные, специализирующиеся на конкретных сегментах финансового рынка. В полную силу служба заработает в следующем году.
Подать обращение финансовому омбудсмену можно в электронном виде на сайте, через портал «Госуслуги» и в МФЦ. Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного должна оказать содействие заявителю в правильности оформления претензии. Обращения граждан рассматриваются бесплатно, но подача обращения профессиональным посредником (юристом) осуществляется на платной основе.
Обращение граждан к финансовому уполномоченному обязательно до подачи иска в суд. Стоит отметить некоторые ограничения: рассматриваются только имущественные споры граждан с финансовыми организациями. Лимит заявляемых гражданами требований в рамках одного спора – до 500 тыс. рублей. Имущественные споры по ОСАГО рассматриваются вне зависимости от суммы.
Решениям финансового омбудсмена обязаны подчиняться те организации, которые включены в реестр Банка России, и те, кто добровольно заключит соглашение с уполномоченным о том, что готов подчиняться его решениям. Их список будет опубликован на сайте ЦБ. Пока закон предусматривает введение постепенной ответственности.
В целом, в сферу влияния финансового омбудсмена войдут страховые организации в части ОСАГО и каско (с 1 июня 2019 года), страховые организации в части остальных видов страхования, кроме ОМС (с 28 ноября 2019 года), микрофинансовые организации (с 1 января 2020 года), кредитные организации, кредитно-потребительские кооперативы, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды (с 1 января 2021 года).
Закон обязывает финансовые организации в определенные сроки рассмотреть претензию гражданина по существу и постараться ее решить. Поэтому граждане должны сначала обратиться за урегулированием спора в саму финансовую организацию. Если ответ финансовой организации не удовлетворит гражданина, он обращается к финансовому уполномоченному. Омбудсмен дает финансовой организации шанс еще раз договориться с заявителем. Впрочем, если финансовый омбудсмен решит спор не в пользу гражданина, последнему никто не запретит обратиться в суд.
При отсутствии согласия сторон финансовый уполномоченный выносит решение. Если решение финансового уполномоченного не исполнено, то он уведомляет об этом Банк России и выдает аналог исполнительного листа для принудительного исполнения решения – вплоть до ареста счетов и имущества компании.
В случае оспаривания финансовой организацией решения финансового уполномоченного и проигрыша ею в суде суд дополнительно выносит решение о взыскании с финансовой организации в пользу потребителя 50% штрафа от суммы удовлетворенной претензии.
По данным судебного департамента Верховного суда, в 2016 году в суды поступило более 420 тыс. исков по ОСАГО, в 2017 году – более 390 тыс. таких исков. Ожидается, что через несколько лет после начала работы финансового уполномоченного это число может снизиться в несколько раз. Международный опыт показывает первоначальный рост числа обращений к финансовому уполномоченному, а затем количество споров постепенно снижается по мере комплексного воздействия на участников рынка, – никому не хочется рисковать репутацией и деньгами.