В Великом Новгороде продолжается работа секций деловой программы финала Чемпионата высоких технологий. Руководители образовательных учреждений встретились на панельной дискуссии «Трансформация профессионального образования в эпоху инноваций».
Модератором выступила директор департамента по работе с образовательными организациями российского общества «Знание», доктор технических наук, доцент Альбина Бикбулатова.
В рамках дискуссии участники обсудили внедрение современных методов обучения в системах среднего профессионального и высшего образования, взаимодействие государства и бизнеса при подготовке кадров, финансирование инноваций: какие из новых подходов требуют внимания в первую очередь, чтобы образовательный процесс был наиболее эффективным.
Открывая сессию, Альбина Бикбулатова отметила, что внешнее давление на государство заставило систему образования перестраиваться на большой скорости.
— Мы долго готовились к переформатированию, а теперь перешли к активным действиям. Мы находимся в жестких условиях изменений, изменений сути, – сказала Альбина Бикбулатова.
На вопрос, нужны ли изменения в системе образования, участники отреагировали положительно. Ведь дело не только в качественной профориентации школьников и обучении студентов. Есть тренд на смену профессии и среди взрослого поколения, в том числе среди пенсионеров. Александр Федяков, директор АНО «Школа 21», отметил, что тут может пригодиться опыт образовательного учреждения.
— Мы существуем уже 6 лет с очень неплохими результатами с точки зрения дальнейшего трудоустройства, но самое важное – мы работаем для возрастов от 18 лет и без какой-либо верхней границы. Самому взрослому участнику у нас сейчас 63 года, кто успешно учится цифре и программированию. И мы обучаем бесплатно в рамках основной программы. С точки зрения фундаментальных подходов, «Школа 21» стоит на том, что все наши кампусы открыты 24/7 и 365 дней в году. Мы работаем со взрослыми, около трети наших участников совмещают обучение у нас с другим образованием или работой, и важно, чтобы прийти можно было в любое время. Вторая наша гордость – цифровая платформа, наш сберовский продукт, она позволяет включать значимые игровые элементы в процесс, вовлекая людей очень сильно, а также собирать много аналитических данных на тему того, какие материалы подходят, какие – нет, как прогрессирует каждый из участников, – отметил Александр Федяков.
Также директор АНО «Школа 21» пригласил всех участников дискуссии посетить новгородский кампус «Школы 21», который в эту субботу, 21 сентября, отметит первую годовщину. Он появился благодаря эффективному партнерству с правительством Новгородской области и Новгородским государственным университетом, его открыли прямо в ИНТЦ «Интеллектуальная электроника – Валдай». Сейчас в кампусе работает 12 преподавателей, и действует принцип «равный – равному»: ученики учатся друг у друга, вместе разбирают задачи и ищут пути решения.
Участники дискуссии отметили важность мягких навыков, которые обязательно должны закладываться в процессе получения профессии. Это, в частности, стрессоустойчивость, коммуникабельность, способность работать в режиме многозадачности, навык правильного планирования собственного времени и составления графика команды.
Не менее важным, считают спикеры, остается и повышение квалификации самих преподавателей, так как внедрение инноваций невозможно без заинтересованности преподавательского коллектива в саморазвитии.
Директор Политехнического института НовГУ Владимир Шульцев отметил, что к внедрению инноваций надо подходить аккуратно.
— Я прекрасно понимаю, как в некоторых колледжах происходит: только слово «инновация» произносят, сразу же и у руководителя, и у преподавателей возникает некоторое волнение. Но когда у колледжа есть рядом большой партнер-предприятие, есть возможность развиваться и развивать инновации, – сказал Владимир Шульцев.
Взаимодействие с индустриальными партнерами – один из ключей к успеху. Директор СПб ГБ ПОУ «Колледж автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем» Никита Златин рассказал об опыте трансформации колледжа, изначально направленного на подготовку по экономическим специальностям, в учреждение, которое теперь оказывает всестороннюю помощь предприятиям в подготовке кадров для автоматизации производств.
— Нашему колледжу была поставлена задача от города Санкт-Петербург по индустриализации и смене вектора. Помогло в этом наследие чемпионата «Профессионалы», который проходит в Петербурге в ноябре. Оборудование передали колледжам для формирования тренировочных полигонов. Наш полигон «Центр инженерных компетенций» — это первый такой пример. И мы создали 9 лабораторий, добавили туда еще свое оборудование и за короткий срок открылись. Задача была именно использовать ресурсы, которые есть, для удовлетворения потребностей города. Мы работаем и на другие колледжи, обучая студентов тех учреждений, в которых пока таких мощностей нет. Мы работаем со школьниками – это тема профориентации, чтобы они сразу увидели современные производства. Мы обучаем педагогов и мастеров СПО. И работаем вместе с индустриальными партнерами, которым тоже нужна локация, куда можно привести сотрудников и обучить, – подчеркнул Никита Златин.
Интересны и наработки системы высшего образования – она тоже сейчас претерпевает изменения, чтобы соответствовать требованиям, которые диктует время. От самого нового поколения, представители которого сейчас учатся в колледжах и университетах, тоже многое зависит. И нельзя игнорировать их желания, отметил в ходе дискуссии и.о. проректора по образованию МИСИС Андрей Воронин.
— Сейчас, если мы говорим про образовательную модель, мы строим ее, отталкиваясь сначала от запросов абитуриента: молодежь сейчас не такая как мы, у нее есть свои запросы, у нее совершенно другие требования и к себе, и к окружению. И это тоже подталкивает университеты. Место, где мы сейчас находимся – ИНТЦ «Интеллектуальная электроника – Валдай» и Чемпионат высоких технологий – это пример реакции на новое поколение. И это очень круто, что мы до сих пор как система образования – высшего и среднего профессионального – сохранили эту гибкость и реакционность на такие изменения, – рассказал Андрей Воронин.
Участие в государственных программах помогает колледжам и институтам развиваться. Как пример, новгородский Политехнический колледж в 2024 году стал победителем федерального проекта «Профессионалитет», в рамках которого на базе колледжа создается Радиоэлектронный кластер, в который вошли ведущие электронные предприятия региона. Победа в проекте позволяет создавать новые современные лаборатории – объем финансирования 160 миллионов рублей.
Директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан отметил важность трансформации образовательных организаций.
— Изменения, мне кажется, нужны только тогда, когда они осознанны, когда вы знаете, зачем вы это делаете и для чего меняетесь. Лет через 20 я, может быть, скажу, что не надо ничего трогать, и все работает хорошо и замечательно, а пока, конечно, хочется что-то менять. Но это и личный вызов: давай попробуем что-то изменить. Но очень аккуратно к изменениям нужно относиться, –подчеркнул Сергей Салкуцан.
Чемпионат высоких технологий организован Министерством просвещения Российской Федерации. Федеральным оператором определен Институт развития профессионального образования. Основные мероприятия проводятся на площадке Инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника – Валдай».
Теги: Великий Новгород, ЧВТ, деловая программа, образование