«Верните официальный учебный план первого курса ИМО НовГУ», с таким заявлением обратилась некая Анна от имени студентов первого курса Института медицинского образования НовГУ в петиции на одной из интернет-площадок.
«С сентября 2019 года Новгородский государственный университет перешёл на новую образовательную программу НТИ, целью которой является разработка научных проектов, направленных на развитие новейших сфер российской экономики. Перестройка учебного плана коснулась исключительно студентов первого курса; в частности сократилось количество часов таких предметов, как: химия, анатомия, латинский язык и других дисциплин, являющихся основными для студентов Лечебного дела. Одним из ключевых направлений подготовки первокурсников стала проектная деятельность, занимающая часть времени, которая прежде отводилась на изучение медицинских и естественнонаучных дисциплин», – говорится в тексте её сообщения.
Заявление Анны было замечено руководством НовГУ. В университете подготовили официальный ответ за подписью Юрия Данейкина, проректора по образовательной деятельности НовГУ.
«То, что студентам не все равно, как и чему они будут учиться – показатель высокой мотивации и осознанности, – говорится в комментарии. – Такие студенты – мечта любого высшего учебного заведения. Руководство Новгородского государственного университета открыто к диалогу и готово отвечать на вопросы каждого из студентов, мой мобильный телефон доступен каждому.
Петиция про «официальный учебный план первого курса ИМО» опубликована на ресурсе, где любой подписант анонимен, и поэтому делать выводы о том, что это именно первокурсники ИМО запустили её, преждевременно. Точно ли эти люди имеют отношение к университету, тоже сложно понять.
На первый курс ИМО сейчас зачислено 469 студентов, подписей там уже почти в два раза больше – кто остальные?
В петиции идет речь про «образовательную программу НТИ» – новая образовательная модель не имеет к НТИ никакого отношения, за исключением того, что мы используем отработанные инструменты платформы. На каком основании авторы петиции сделали вывод о том, что наше образование теперь будет подчинено только Национальной технологической инициативе – понять сложно. Ни в установочных лекциях, ни в презентациях, которые были высланы студентам на почту, ничего об этом сказано не было.
Делать какие-либо выводы о проектной деятельности студенты пока не могут, так как «проектный блок» начинается только с 30 сентября.
Единственным нововведением на данный момент является проведение общих лекций для междисциплинарных (смешанных по составу) потоков студентов по общим предметам первого курса всех направлений и специальностей: «Философия», «Русский язык» и «Психология». На таких лекциях студенты ИМО встречаются со студентами других направлений обучения и могут участвовать в дискуссии, основанной на отличных друг от друга точках зрения профессиональных сообществ».
Утверждение о том, что сократилось время на освоение естественнонаучных дисциплин, также не имеет никаких оснований. Образовательные программы медицинских направлений соответствуют ФГОС 3+ (Лечебное дело, Стоматология) и ФГОС 3++ (Фармация). Программы включают в себя полный набор дисциплин и объем нагрузки, необходимые для получения диплома государственного образца, соответствующей специализации и овладения профессиональными компетенциями.
Учебные планы претерпели изменения лишь в части перераспределения количества часов и точек контроля (зачеты, экзамены) по отношению к семестрам обучения, проще говоря, дисциплины могли поменять местами в рамках одного года – и такое перераспределение является достаточно рутинным мероприятием в сфере образования, ФГОС предусматривает вариативную часть образовательных программ.
Медицинское образование является консервативным направлением по содержанию, способу передачи теоретических знаний и практического опыта, а также ограничено жесткими рамками организации системы здравоохранения, в которую встраиваются выпускники после окончания вуза.
Именно поэтому одним из жёстких критериев запуска новой образовательной модели и распространение её и на медицинские специальности явилось сохранение полного набора дисциплин и объёма их изучения в течение всех лет образовательной программы.
Проектная деятельность в данном случае является «надстройкой» над программой, которая позволяет расширить возможности применения получаемых студентами знаний. Нагрузка на медицинских направлениях по-прежнему одна из самых объемных и сложных, а подготовка качественных кадров для системы здравоохранения – одна из самых приоритетных задач нашего университета».