Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) – современный метод работы с особыми детьми. Она даёт возможность коммуникации детям с ДЦП, с расстройством аутистического спектра или другими ментальными особенностями.
Благодаря проекту «Альтернативная коммуникация — один из способов интеграции детей-инвалидов в общество» новгородской региональной общественной организации «Движение сельских женщин» средствам АДК в настоящее время обучаются воспитанники Новгородского областного центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, а также его филиалов — в Валдае, Демянске, Окуловке, Сольцах, Чудове.
По словам педагога-психолога отдела сопровождения детей раннего дошкольного возраста Центра Ирины Пархомцевой, вокруг альтернативной коммуникации существовало множество заблуждений и мифов. Один из них: если её будут использовать, то ребёнок не сможет заговорить, а так и будет применять другие средства коммуникации, потому что привыкнет к ним.
— Уже доказано: чем раньше ребёнок, испытывающий трудности в коммуникации, будет обучаться АДК, тем быстрее произойдёт у него запуск речи. Есть практика, когда АДК обучают детей в возрасте одного года и раньше. Но в лучшем случае это происходит ближе к трём годам, когда родители обращаются за помощью к специалистам в связи с тем, что ребёнок не говорит, — пояснила Ирина Пархомцева. — Часто, когда родителям предлагаешь попробовать систему альтернативной коммуникации, они приходят в замешательство. Она требует изменения мышления родителей, образа жизни. Надо по-другому смотреть на своего ребёнка, с ним взаимодействовать. Но когда родители видят, что их малыш не кричит, не убегает, а обращается к ним с просьбой с помощью жеста или соответствующей карточки, их мировоззрение меняется.
Подробнее о том, что такое альтернативная коммуникация и почему она нужна, читайте в материале «Трудности понимания».