«Мудрова Александра Никитича члена ВКП(б) с 1940 года за дезертирство из партизанского отряда из членов ВКП(б) исключить» – так постановили члены бюро Молвотицкого (Марёвского – авт.) районного комитета партии 13 марта 1942 года… Спустя восемь месяцев вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении командира диверсионной группы А. Н. Мудрова орденом Ленина. А в одном из первых вариантов наградного листа Мудров представлялся к званию Героя Советского Союза.
Война застала Александра Никитича в родном районе на посту председателя Одоевского сельсовета. Немцы продвигались быстро, поэтому уже в июле райком начал формировать из местных активистов партизанский отряд. Желающих было много, но брали далеко не всех. Думали, война продлится не долго – месяцев семь-восемь, и Красная армия одолеет врага. Бюро райкома отказало в приеме в партизаны и 38-летнему Мудрову – «не производил делового впечатления».
Но, когда в августе фашисты захватили район, Александр Никитич пришел в партизанский отряд сам. И не с пустыми руками: принес с собой ручной пулемет, три винтовки, ящик гранат и более десятка мин. А взрывному делу Мудрова обучили два сапера, полмесяца укрывавшиеся от немцев в его доме. Так Александр Никитич стал в отряде подрывником. И воевал Мудров хорошо.
А что до его исключения из отряда и из партии… Тогда решение бюро райкома было основано на одном из донесений, автором которого был оказавшийся впоследствии предателем политрук роты Пученков. А «дезертир» Мудров стал инструктором-подрывником и командиром диверсионной группы в отряде «Народный мститель» 2-й партизанской бригады.
В наградном листе на него отмечено: 29 апреля 1942 года – с группой из пяти человек спустили под откос воинский эшелон, с 10 мая по 1 июня – взорвали пять железнодорожных мостов, 16 июля – организовали крушение эшелона на линии Морино–Волот, 27 июля – сбросили с насыпи еще один состав на этом участке… Всего за три с половиной месяца диверсанты Мудрова организовали пять крушений, в которых было разбито пять паровозов, 76 вагонов, 21 платформа.
Впереди у Александра Никитича был еще большой партизанский путь – свой поход по тылам врага он завершил в марте 1944 года, будучи командиром отряда № 100 5-й партизанской бригады и парторгом 4-го полка. Комиссар бригады Иван Сергунин, близко знавший Мудрова, вспоминал о его личных правилах: никогда не оставлять товарищей в беде и не сидеть без дела. Подбадривая своих бойцов, Мудров часто приговаривал: «Хорошее настроение – это второе оружие партизана».
На выцветшей гимнастерке Александра Никитича, кроме ордена Ленина, заслуженно поблескивали воинской доблестью орден Отечественной войны II степени, медаль «Партизану Отечественной войны» I степени, медаль «За оборону Ленинграда» и медаль «За победу над Германией».
После войны Мудров работал и по административной, и по хозяйственной части, и даже простым плотником. С 1955 года председательствовал в колхозе «Ленинский путь» родного района. Жил в Марёво до своей смерти в 1960 году. Его имя носит одна из улиц поселка.















