Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

10 сентября 2025
Редакция

Ордена Ленина для санинструкторов

Для Петра Варнаева и Николая Яковлева они стали первыми боевыми наградами.

Ордена Ленина для санинструкторов

Фотография ©: https://t.me/torememberforever80

Подвиг медиков в годы Великой Отечественной войны невозможно переоценить. Коротко описать его величие нельзя. Но частные факты из боевых биографий военных медиков иногда говорят об этом подвиге больше и ярче многих общих слов.

В 1942 году на Северо-Западном фронте произошло интересное событие. 24 июля Президиума Верховного Совета СССР утвердил очередное решение Военного Совета фронта о награждении бойцов и командиров разных дивизий орденами и медалями. Среди 35 военнослужащих лишь двое награждались высшей наградой страны – орденом Ленина. И оба воевали… санинструкторами.

Запомните эти имена Пётр Варнаев и Николай Яковлев. Оба из 26-й стрелковой дивизии. Мы уже рассказывали про это легендарное соединение и про нескольких его героев. Дивизия воевала на новгородской земле с 1941 по 1944 год.

Варнаеву на момент награждения было 35 лет, Яковлеву – 29. По данным документов Пётр попал на фронт из Тульской области, Николай - из Костромской. За несколько месяцев они на двоих вынесли с поля боя почти 200 раненных бойцов и командиров, причем с их оружием. К наградным приложены именные списки эвакуированных красноармейцев с указанием званий, вида оружия и его номера. Причем Николай Яковлев только в одном бою за Лычково (ныне Демянский округ) под сильным ружейно-пулеметным огнем вынес на себе, оказал первую помощь и доставил в ротный медицинский пункт 47 бойцов.

Читаем о ратном подвиге Петра Варнаева: «Был бой за деревню Веретейка (ныне Парфинский округ – Авт.). Тов. Варнаев подобрал раненого ординарца комиссара батальона. Не успел он с ним отойти на несколько метров - рядом разорвалась вражеская мина. Осколок впился ему в руку, но Варнаев не бросил раненого. Сделав себе перевязку, он пополз. Вдруг он услышал голос ординарца: «Оставь меня, там тяжелораненый комиссар, я поползу сам». Варнаев вернулся и под свист пуль и разрыва мин, по глубокому снегу полз вперед, отыскивая раненого комиссара. Вдруг он услышал стон. Комиссар был тяжело ранен в ногу. Сделав ему перевязку, Варнаев осколком вражеской мины был ранен вторично. Эвакуировать раненого он уже не мог. Превозмогая боль, тов. Варнаев отнес комиссара в укрытие, а сам пополз за помощью. Взяв двух санитаров, он вернулся, и втроем вынесли комиссара-политрука Зиновьева. За 4-х дневные бои под д. Веретейка отважный сан. инструктор тов. Варнаев вынес с поля боя 46 человек раненых с их оружием».

Мы почти больше ничего не знаем о Петре Тимофеевиче Варнаеве и Николае Петровиче Яковлеве. У нас нет их фотографий. Есть только данные, что весной 1943 года старший сержант Варнаев был еще раз ранен. Потом воевал уже в звании старшины. О Яковлеве иных сведений мы не нашли.

Примечателен этот факт о награждении еще и тем, что на всех уровнях согласования документов – полк, дивизия, армия, фронт - ни у одного командира не поднялась рука понизить уровень награды санинструкторам, не смотря на то, что эти ордена Ленина у Варнаева и Яковлева были первыми боевыми наградами. Не это ли лучшим образом говорит о том, как высоко ценили ратный подвиг военных медиков на поле боя солдаты и командиры.

Теги: Помнить_вечно!

РЕКЛАМА

Еще новости

Человек-крепость

Человек-крепость

После 58 суток обороны, 24 ноября 1942 года, гарнизон «дома Павлова» перешёл в наступление.

Маловишерский волк

Маловишерский волк

«…Эта горсточка людей своими действиями сумела навеять страх на немецкое командование»

Комбриг Васильев

Комбриг Васильев

В июле 1941 года, когда фронт приближался к городу, Николай Васильев был направлен в Старую Руссу, где шло формирование 2-й партизанской бригады.

«Подполье возглавил Васькин»

«Подполье возглавил Васькин»

Подпольщики собирали разведданные для Северо-Западного фронта на большой территории: от Старой Руссы до Порхова и от Сольцов и Шимска до границ Партизанского края.

Комиссар 2-й Ударной

Комиссар 2-й Ударной

Двадцать три года ничего не было известно о судьбе Ивана Васильевича Зуева ни его семье, ни его выжившим в Долине смерти сослуживцам.

Партизан-одиночка Арсентьев

Партизан-одиночка Арсентьев

И никто о его боевом прошлом не знал, а когда рассказывал, не верили.

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА