Понедельник, 17 ноября 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

12 октября 2025
Редакция

Убеждение было главным принципом в его работе

Высокие должности не вскружили ему голову – в нем не было никакой помпезности.

Убеждение было главным принципом в его работе

Фотография ©: https://t.me/torememberforever80

В январе 1944 года этого человека в генеральской шинели можно было увидеть в Новгородском кремле. Член Военного совета Волховского фронта Терентий Штыков не праздно осматривал разрушения. Он прибыл в освобожденный город еще и как председатель Ленинградской областной комиссии по установлению злодеяний гитлеровцев, а также думал над тем, как помочь новгородцам.

По его указанию за восстановление города взялись саперы, а вскоре Штыков договорился, чтобы в Новгород с Карельского перешейка привезли одноэтажные бревенчатые так называемые финские домики, которые были построены военными. Около тридцати таких домиков разместили в районе улицы Лермонтова (ныне Стратилатовская). Здесь в 1944-м образовался целый поселок, который в народе называли Штыковка.

Терентий Фомич Штыков родился 13 марта 1907 года в крестьянской семье в деревне Любки Городокского уезда Витебской губернии. В юности нанимался батраком. После трех классов школы уехал в Ленинград. Здесь Штыков стал работать на паровозоремонтном заводе и много учился: окончил двухгодичную техпрофшколу, вечерний техникум, освоил холодную обработку металлов.

Толкового и общительного парня заметили. Не связанный с внутрипартийными группами кировского времени, Штыков стал выдвиженцем нового руководителя Ленинграда Андрея Жданова. С 1938 по 1945 год Терентий Фомич был вторым секретарем Ленинградского обкома ВКП(б). В 1939-м как член Военного совета 7-й армии он оказался рядом с Кириллом Мерецковым, командовавшим советскими войсками в советско-финляндской войне. Между двумя выдающими людьми быстро сложились товарищеские отношения. Для Мерецкова Штыков был «храбрым, смелым и добрым помощником и другом».

Летом 1941 года Штыков активно занимался вопросами обороны Ленинграда и области. Хорошо зная партийный актив на местах, он лично подбирал руководителей партизанского движения. Алексей Асмолов, начальник партизанского отдела на Северо-Западном фронте, вспоминал о встрече с членом Военного совета фронта Штыковым: «Среднего роста, полноватый, спокойный, он говорил неторопливо, но в его глуховатом голосе слышалась настоящая страсть, когда он обрисовывал создавшееся на фронте положение, обстановку, складывавшуюся в тылу врага…»

В центральных районах страны Терентий Фомич занимался вопросами снабжения Ленинграда. С 1943 года – он последовательно член Военных советов Волховского, Карельского, 1-го Дальневосточного фронтов, которыми командовал маршал Мерецков. Войну Штыков закончил в звании генерал-полковника и стал одним из немногих людей, награжденных тремя орденами Кутузова I степени.

Оставшись на Дальнем Востоке, Штыков переключился на новую для него дипломатическую работу. В 1948–1950 годах был послом СССР в Северной Корее. Там генерал попал в очень сложную обстановку. На 38-й параллели начались вооруженные столкновения, которые переросли в полномасштабную войну. Впоследствии Терентий Фомич с горечью вспоминал о том времени: «Я три месяца ходил с петлей на шее».

В 1954 году Штыков снова приехал в Новгород – как первый секретарь обкома КПСС. Высокие должности не вскружили ему голову – в нем не было никакой помпезности. Человек интеллигентный, воспитанный, деликатный, умеющий владеть словом и мыслью, ценить искусство, – таким был Терентий Фомич. Штыков не любил административные методы и предпочитал убеждать людей, не повышая голоса.

Когда началась реабилитация пострадавших по «ленинградскому делу», Штыков задался целью собрать разогнанные новгородские кадры, искал их и возвращал на руководящие должности.

В 1956-м он предложил построить на пустыре напротив кремля новый Дом Советов. «Вы посмотрите, какая символика, – убеждал Штыков архитекторов. – Глубокая старина и нынешнее время будут встречаться с глазу на глаз». Когда закладывали здание, Терентий Фомич по старому обычаю бросил под угол фундамента монеты.

Терентий Фомич Штыков умер 25 октября 1964 года. Он похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Теги: Помнить_вечно!

РЕКЛАМА

Еще новости

Комиссар 2-й Ударной

Комиссар 2-й Ударной

Двадцать три года ничего не было известно о судьбе Ивана Васильевича Зуева ни его семье, ни его выжившим в Долине смерти сослуживцам.

Партизан-одиночка Арсентьев

Партизан-одиночка Арсентьев

И никто о его боевом прошлом не знал, а когда рассказывал, не верили.

Штурмовик – истребитель

Штурмовик – истребитель

Василий Рябошапко предложил использовать в качестве истребителя прикрытия свой Ил-2.

«Белые мамонты» капитана Астахова

«Белые мамонты» капитана Астахова

Благодаря талантливому журналисту о подвиге танкистов Астахова знала вся страна.

Диверсант, разведчик, партизанский командир

Диверсант, разведчик, партизанский командир

Отряд Григорьева производил разведку, нарушал телефонную связь, уничтожал транспортные средства противника, его живую силу.

На сайте «Новгородские ведомости» для удобства пользователей создан специальный раздел проекта.

Проект «Герои земли новгородской» набрал в сети почти полмиллиона просмотров

За четыре месяца реализации интернет-проекта «Помнить вечно – герои земли новгородской» с материалами проекта ознакомились тысячи пользователей сети

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 12.11.2025 года

РЕКЛАМА