Ещё одна находка с Нутного раскопа в Великом Новгороде, сделанная в слоях далёкого XI века, – одна из самых загадочных в коллекции берестяных грамот, насчитывающих более 1,1 тысячи писем. Новый выпуск спецпроекта «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту» посвящён посланию, которое до сих пор остаётся научной интригой под номером 590.
Это одна из самых коротких и самых необычных грамот. Большой, почти пустой лист вмещает всего четыре слова.
литва въста‐
ла на корѣлу
Теперь перевод:
«Литва пошла войной на карел».
Слева на бересте нанесён плетёный, тамгообразный знак, очень напоминающий современный скрипичный ключ, а справа круг, назначение которого пока остаётся непонятным.
Несомненно, мы имеем дело с военно-политическим донесением. В нём нет адресной формулы – на тот случай, если оно попадёт в руки противника. Автор позаботился о конспирации. Тамгообразный знак в углу донесения мог быть личным знаком автора-лазутчика.
Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты».
Первоначально грамота на основе полевой оценки была датирована XII-XIII веками, но в ходе итогового стратиграфического анализа всех находок с Нутного раскопа, которое провёл археолог, ныне член-корреспондент РАН, Пётр Гайдуков, ошибка была исправлена.
Под литвой, конечно, следует понимать не современное прибалтийское государство, а народ, который назывался также. Литовские историки хорошо знают о существовании этой грамоты, однако и у них нет сомнений, что в XI веке ещё не существовало такой страны. Литовская государственность начинает строиться позднее – в XIII веке.
– Как и у карел, у которых в это время тоже ещё не существовало собственной государственности, – продолжает Алексей Гиппиус. – И если вы посмотрите на карту, то увидите, что литва и карелы между собой не граничили. Литва – это верховья Немана и Западная Двина, карелы – Приладожье. Одни физически не могли напасть на других.
Но факты – вещь упрямая. Грамота существует, и очевидно, конфликт всё-таки был. Свою гипотезу выдвинул академик Валентин Янин, который предположил, что грамота была написана в 1069 году, когда полоцкий князь Всеслав Брячиславич пошёл войной на Новгород через водскую землю, где и могло произойти столкновение сопровождавших князя литовцев с карелами.
– Согласно этой гипотезе князь Всеслав набрал себе войско среди вожан, народа водь, и в этом полиэтничном войске были и литовцы, – уточнил Алексей Гиппиус. – Они могли войти в конфликт с карелами, которые граничили с водью. Новгородцы разбили Всеслава – в летописи сказано «велика бяша сеча вожанам». То есть много вожан было перебито.
Однако других письменных документов, в которых упоминался бы конфликт между литвой и карелами в это время, нет. Что тут скажешь… Автор донесения знал своё дело. Почти тысячелетие прошло, а его секретное послание так и не расшифровали.
Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!
Теги: Великий Новгород, берестяные грамоты, история, Алексей Гиппиус, Напишимнеграмоту