Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

29 января 2025
Елена Кузьмина

Новгородская берестяная грамота №605 рассказала, как один монах обиделся на другого

Новый выпуск спецпроекта «Напиши мне грамоту» посвящён берестяной грамоте №605, обнаруженной в Великом Новгороде, на Троицком раскопе в слоях XII века

Грамоту №605 написал монах Ефрем монаху Исухии.

Грамоту №605 написал монах Ефрем монаху Исухии.

Фотография ©: из личного архива Алексея Гиппиуса; gramoty.ru

Берестяная грамота №605, обнаруженная в Великом Новгороде на Троицком раскопе в слоях XII века, – одна из самых выразительных, трогательных и искренних во всей коллекции писем на бересте. Может быть, и самая выразительная. О ней и пойдёт речь в новом выпуске спецпроекта «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту».

Письмо нашли в ярусе древней Пробойной улицы, которую на картах сегодняшнего Новгорода уже не найдешь, но она существует – старые деревянные мостовые лежат где-то глубоко под землёй на линии современной Троицкой улицы. Во время изучения её настилов и нашли грамоту, которую монах Ефрем написал монаху Исухии.

Напиши мне грамоту
Напиши мне грамоту

Попробуем прочитать этот длинный текст в оригинале:

покланѧние ѿ ефрѣма къ братоу моемоу исоухиѣ

не распрашавъ розгнѣвасѧ мене игоумене не поу‐

стиле а ѧ прашалъсѧ нъ посълалъ съ

асафъмь къ посадьникоу медоу дѣлѧ а при‐

шьла есвѣ оли звонили а чемоу сѧ гнѣваеши

а ѧ вьсьгда оу тебе а соромъ ми оже ми лихо

мълвлѧше и покланѧю ти сѧ братьче мои

то си хотѧ мълви тꙑ еси мои а ѧ твои

А теперь в переводе:

«Поклон от Ефрема брату моему Исухии. Ты разгневался, не расспросив: меня игумен не пустил. А я отпрашивался, но он послал [меня] с Асафом к посаднику за медом. А пришли мы (двое), когда [уже] звонили. Зачем же ты гневаешься? Ведь я всегда у тебя (при тебе). А зазорно мне, что ты злое мне говорил. И [всё же] кланяюсь тебе, братец мой, хоть ты и такое говори. Ты мой, а я твой». 

– Берестяные грамоты – это зачастую короткие, деловые записки без каких бы то ни было литературных амбиций. Иногда их сравнивают с современными СМС-ками, – говорит Алексей Гиппиус. – Но тут перед нами послание, замечательное в первую очередь своим изысканным литературным стилем! Как писал Андрей Зализняк (лингвист, академик Российской академии наук – авт.), этот текст может украсить любую хрестоматию древнерусской литературы. Основным литературным языком этого времени был церковнославянский, но автор свободно смешивает элементы разных языковых регистров.

Например, уже во второй строке можно увидеть приставки – рас- и роз-не распрошав и розгневася. В первом случае это церковнославянский вариант приставки, а во втором – её древнерусская версия.

– Розгневася – это аорист, древняя форма прошедшего времени, которая в эту эпоху, начале XII века, из живой речи либо вообще ушла, либо уходила, – пояснил Алексей Гиппиус.

Слово «не пустиле» Ефрем пишет, используя новгородское диалектное окончание «Е», которое впоследствии исчезло. И в той же строке монах сообщает, что он «прашалъ» – уже без «Е».

Напиши мне грамоту

К сожалению, идентифицировать и сопоставить Ефрема и его адресата Исухию с реально действовавшими героями новгородской истории невозможно. В грамоте звучат их монашеские имена, и в других берестяных письмах они не повторяются.

– В эпоху, к которой относится эта грамота, уже сформировался круг довольно распространённых христианских имен: Иван, Пётр, Яков… – перечислил Алексей Гиппиус. – Ефрем, Исухия, Асаф для того времени – имена исключительно монашеские.

Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты».

Почему Игумен послал Ефрема за мёдом именно к посаднику? А не к купцу, например? Мёд, по словам Алексея Гиппиуса, был в те времена очень ценным продуктом, который могли хранить в специальных городских хранилищах.

– В Повести временных лет рассказывается об осаде Белгорода, – привёл пример лингвист. – Когда там было нечего есть, жители нашли какое-то количество мёда в княжеской медуше, то есть в мёдохранилище.

Другой интересной деталью письма стало упоминание церковного звона. Это одно из самих ранних его упоминаний на Руси. Впервые колокола «звучат» в летописном рассказе о разорении Новгорода полоцким князем Всеславом от 1066 года, когда тот «колоколы съима у святыя Софие», то есть снял их с Софийской звонницы.

Концовка у берестяного письма очень выразительна – «Ты мой, а я твой».

– Ей можно найти много параллелей, и не только в древнерусских текстах. Например, у протопопа Аввакума есть похожий оборот в одном из его писем. Такая концовка – элемент литературного этикета, – пояснил Алексей Гиппиус. – А в случае с этой грамотой, ещё и выражение монашеского смирения, предложение мира.

Хочется верить, что Исухия сменил гнев на милость и забыл о своих обидах. Ведь Ефрем и впрямь не виноват в том, что его не пустил игумен.

Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!

Теги: Великий Новгород, берестяные грамоты, история, Алексей Гиппиус, Напишимнеграмоту

РЕКЛАМА

Еще новости

Берестяную грамоту № 776 нашли в Великом Новгороде на Троицком раскопе в слоях XII века.

В новгородской берестяной грамоте №776 ливу Мостке пригрозили рубежом

Очередной выпуск спецпроекта «Напиши мне грамоту» рассказывает о новгородской берестяной грамоте № 776, которую написали Илья и Дмитр в XII веке

Берестяную грамоту №753 нашли в Великом Новгороде на Троицком раскопе в слоях XI века.

Новгородская грамота №753 на немецком языке может оказаться магическим заклинанием

Новый выпуск спецпроекта «Напиши мне грамоту» рассказывает о берестяной грамоте №753, написанной на немецком языке

Берестяную грамоту №752 нашли в Великом Новгороде на Троицком раскопе в слоях XI века.

Берестяную грамоту №752 новгородка отправила не пришедшему на свидание возлюбленному

Темой нового выпуска спецпроекта «Напиши мне грамоту» стала новгородская берестяная грамота №752, которая является любовным письмом

Берестяную грамоту №731 нашли в Великом Новгороде на Троицком раскопе в слоях XII века.

Берестяная грамота №731 рассказала, как новгородцы сватались в XII веке

В новом выпуске спецпроекта «Напиши мне грамоту» пойдёт речь о берестяной грамоте №731, которую в XII веке написали свахе

Берестяную грамоту №724 нашли на Михаилоархангельском раскопе в Великом Новгороде в слоях XII века.

В XII веке от автора новгородской берестяной грамоты Саввы отвернулась часть его дружины

Новый выпуск проекта «Напиши мне грамоту» посвятили берестяной грамоте №724, которая может иметь отношение к знаменитой битве новгородцев с суздальцами

Берестяную грамоту №717 нашли на Троицком раскопе в Великом Новгороде в слоях XII века.

В новгородской берестяной грамоте №717 игуменья просила прислать ей привитку и повои

Новый выпуск спецпроекта «Напиши мне грамоту» рассказывает о берестяном письме XII века от игуменьи к Офросении

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА