Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

17 июля 2025
Елена Кузьмина

В XII веке от автора новгородской берестяной грамоты Саввы отвернулась часть его дружины

Новый выпуск проекта «Напиши мне грамоту» посвятили берестяной грамоте №724, которая может иметь отношение к знаменитой битве новгородцев с суздальцами

Берестяную грамоту №724 нашли на Михаилоархангельском раскопе в Великом Новгороде в слоях XII века.

Берестяную грамоту №724 нашли на Михаилоархангельском раскопе в Великом Новгороде в слоях XII века.

Фотография ©: из личного архива Алексея Гиппиуса; gramoty.ru; novgorodmuseum.ru

Берестяную грамоту, которая получила №724, в XII веке нацарапал Савва. Её нашли в Великом Новгороде на Михаилоархангельском раскопе. Многословное послание претендует на статус одной из самых выдающихся находок и занимает особое положение в длинном ряду берестяных писем по целому списку причин.

Поговорим об этом в очередном выпуске спецпроекта «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту» и прочитаем для начала оригинал письма.

Напиши мне грамоту
Напиши мне грамоту

Внешняя сторона

ѿ савꙑ покланѧнее къ братьи и дрꙋжине оста⸗

вили мѧ бꙑли людье да остать дани испра⸗

вити бꙑло имъ досени а по первомꙋ пꙋти

послати и отъбꙑти проче · и заславъ заха⸗

рьѧ въ вѣре ꙋроклъ не даите савѣ ни одино⸗

го песцѧ хотѧ на нихъ емати самъ въ томь

а въ томь ми сѧ не исправилъ въ борзѣ ни

къ вамъ ни тꙋ ти бꙑлъ а въ томь есмь осталъ

по томь пришли смерди ѿ аньдрѣѧ мꙋжь при⸗

ѧли и дане ѿѧли людье · и осьмь вꙑсѧгла

что о тꙋдоре порозꙋмѣите братье емꙋ да⸗

че что въ се емꙋ състане тѧгота тамъ

и съ дрꙋжиною егъ ·

Внутренняя сторона

а селечѧномъ свомъ кънѧзь самъ отъ волокꙋ

и отъ мъс(т)ѣ ꙋчѧстокѣ водале аче ли ти братие

винꙑ людье на мѧ не ищꙋть а довѣдока бꙋде

то же нꙑнеца радъ бꙑхъ послале грамоту

Теперь познакомимся с переводом:

Внешняя сторона

«От Саввы поклон братьям и дружине. Покинули меня люди; а надлежало им остаток дани собрать до осени, по первопутку послать и отбыть прочь. А Захария, прислав [человека, через него] клятвенно заявил: «Не давайте Савве ни одного песца!», – желая сам собирать с них [эту дань]. А со мною по этому поводу сразу вслед за тем не рассчитался и не побывал ни у вас, ни здесь. Поэтому я остался. Потом пришли смерды, взяли с собой мужа от Андрея, и [его] люди отняли дань. А восемь [человек], что под началом Тудора, не подчинились [этому]. Отнеситесь же с пониманием, братья, к нему, если там из-за этого приключится тягота ему и дружине его’.

Внутренняя сторона

А сельчанам своим князь сам от Волока и от Мсты участки дал. Если же, братья, вины люди на мне не ищут и будет дознание, то я сейчас с радостью послал бы грамоту».

Напиши мне грамоту

Начнём с начала, то есть с обращения – к братьям и дружине. С одной стороны, автор обратился к своим адресатам, что называется, по всей форме, а с другой, получилось сильно, выразительно и даже поэтично.

Напиши мне грамоту

Видимо, Савва был командиром отряда, собиравшего дань на отдалённых территориях Новгородской республики, и оказался в очень драматичном положении. Захария объявил недействительными его полномочия как новгородского сборщика дани и отправил на место событий своего человека.

Поскольку Савву представили самозванцем, от него отвернулась часть его дружины, а местные крестьяне – смерды – отобрали дань, считая, что она была взята с них незаконно.

– Это единственный случай, когда грамота даёт полное описание такого протяжённого во времени события, – отметил Алексей Гиппиус.

Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты».

Письмо могло прийти в Новгород откуда-то с периферии республики, из Заволочья, с северных, северо-восточных территорий. В пользу этого говорит упоминание песцов, которыми собирали дань.

Текст написан на обеих сторонах бересты. Причём, приписка на обороте отличается от основного письма не только тем, ЧТО автор написал, но и КАК он это сделал.

– Грамота написана одним человеком, но текст на обороте написан немного иначе, чем основной, – объяснил Алексей Гиппиус. – Если в основном тексте автор избегает диалектизмов и пишет в основном на стандартном древнерусском языке, то приписку он сделал, словно «немного расслабившись», – используя диалектные формы и перейдя на бытовую графику. Это замечательное свидетельство того, как новгородцы могли переключаться с одного регистра письменного языка на другой.

Кем могли быть Захария и Андрей? Есть версия академиков Валентина Янина и Андрея Зализняка, согласно которой это известные исторические деятели – князь Андрей Боголюбский и новгородский посадник Захария.

– Этой берестяной грамоте посвящена очень большая литература, вокруг неё идёт дискуссия, в том числе, относительно датировки текста. Пока этот разговор не завершён, – посвятил в детали Алексей Гиппиус, как раз сейчас работающий над статьёй, которая станет новым витком в этом обсуждении. – Думаю, что версия об Андрее Боголюбском и посаднике Захарии остаётся в силе, хотя существуют и другие точки зрения. Есть мнение, что грамота была написана позже, в начале XIII века, и в ней фигурируют совсем другие персонажи.

В XII-XIII веках в Новгороде был только один посадник Захария. Он занимал эту должность с 1161 года до своей гибели в 1167-м. Его посадничество приходится как раз на время княжения во Владимиро-Суздальской земле Андрея Юрьевича Боголюбского, княжившего в 1157-1174 годы.

Андрей Боголюбский не раз упоминается в новгородских летописях как лидер вооружённого соперничества с Новгородом в Заволочье. И кстати, летописцы его называют просто Андрей, без слова «князь» и других уточнений. Суздальцы постоянно соперничали с новгородцами в сборе дани с северо-восточных земель.

Есть в грамоте и ещё один герой – Тудор. Это домонгольская форма хорошо известного нам Фёдора. Он возглавляет группу из восьми дружинников, которые остались с ним. По мнению Алексея Гиппиуса, то, что эта горстка людей состоит именно из восьми человек, скорее всего, неслучайно.

– Это маленький отряд, аналог современного отделения во взводе, – указал лингвист. – Есть и другие свидетельства того, что новгородская дружинная организация делилась на звенья из восьми человек. Существует слово «осьменник», означающее младшего офицера, командира этой восьмёрки. Тудор как раз и выступает в этой роли.

Слова «что о Тудоре» означают принадлежность восьмёрки Тудору: «те, что с Тудором», «вокруг Тудора», «под его началом».

Если версия академиков верна, то получается, что вот так, на клочке исписанной бересты, в частном рассказе о злоключениях некоего Саввы можно услышать отголоски большой Истории. Возможно, этот сюжет – часть более широкого контекста, истории борьбы за сбор дани между новгородцами и суздальцами, которая в конечном итоге привела к крупному вооружённому столкновению и рождению легенды, о которой в XXI веке рассказывают каждому путешественнику, приезжающему в Новгород.

Согласно летописи, в феврале 1170 года объединённое войско сразу нескольких русских княжеств под предводительством сына Андрея Боголюбского Мстислава осадило Новгород. Трёхдневная осада закончилась сражением, в котором победили новгородцы.

По преданию, новгородский архиепископ Иоанн услышал голос, который повелел ему забрать из церкви Спаса на Ильине улице икону Святой Богородицы и перенести её на стену острога, чтобы она защитила горожан. На неё сразу полетел рой стрел, и одна поразила образ. Икона повернулась своим ликом к новгородцам, а из глаз Богородицы потекли слезы. Тогда Бог пожалел осаждённых и обрушил свой гнев на осаждавших, накрыв их тьмой. Ратники ослепли, стали биться друг с другом, и новгородцы вышли на поле боя и разбили войско Мстислава.

Сейчас новгородская икона Знамения Богородицы находится в Софийском соборе в кремле, и на ней можно заметить небольшое углубление. Если образ действительно вынесли на крепостную стену, в него могла попасть стрела и даже развернуть икону вокруг оси. Но это лишь догадки.

Напиши мне грамоту
Икона «Богоматерь Знамение» XII века.

Кстати, Михаилоархангельский раскоп находился на Прусской улице, относительно недалеко от места летописных событий – Десятинного монастыря. На этой улице когда-то находилась церковь архангела Михаила.

– Это очень богатая боярская улица, с которой связан мощный клан посадников, державший в своих руках управление Новгородом на протяжении нескольких столетий, – рассказал Алексей Гиппиус. – Очень аристократическое место!

Не исключено, что за историей из 724-й грамоты стоят и столкновения, происходившие, в том числе, между разными новгородскими кланами. Известно, что посадник Захария был связан с Неревским концом, а Савва может быть Савкой, который упоминается в летописи в рассказе о походе новгородцев в Югру в 1193 году. Тогда весь новгородский отряд был истреблён югорцами, и новгородцы обвиняли в этом предателя Савку. А на следующий год сгорел «Савкин двор», находившийся в районе Прусской улицы.

Порой тексты берестяных грамот напоминают запутанные клубки, которые годами распутывают историки и лингвисты, потому что нити древних писем могут привести к самым неожиданным открытиям.

Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!

Теги: Великий Новгород, берестяные грамоты, история, Алексей Гиппиус, Напишимнеграмоту

РЕКЛАМА

Еще новости

Берестяную грамоту № 776 нашли в Великом Новгороде на Троицком раскопе в слоях XII века.

В новгородской берестяной грамоте №776 ливу Мостке пригрозили рубежом

Очередной выпуск спецпроекта «Напиши мне грамоту» рассказывает о новгородской берестяной грамоте № 776, которую написали Илья и Дмитр в XII веке

Берестяную грамоту №753 нашли в Великом Новгороде на Троицком раскопе в слоях XI века.

Новгородская грамота №753 на немецком языке может оказаться магическим заклинанием

Новый выпуск спецпроекта «Напиши мне грамоту» рассказывает о берестяной грамоте №753, написанной на немецком языке

Берестяную грамоту №752 нашли в Великом Новгороде на Троицком раскопе в слоях XI века.

Берестяную грамоту №752 новгородка отправила не пришедшему на свидание возлюбленному

Темой нового выпуска спецпроекта «Напиши мне грамоту» стала новгородская берестяная грамота №752, которая является любовным письмом

Берестяную грамоту №731 нашли в Великом Новгороде на Троицком раскопе в слоях XII века.

Берестяная грамота №731 рассказала, как новгородцы сватались в XII веке

В новом выпуске спецпроекта «Напиши мне грамоту» пойдёт речь о берестяной грамоте №731, которую в XII веке написали свахе

Берестяную грамоту №717 нашли на Троицком раскопе в Великом Новгороде в слоях XII века.

В новгородской берестяной грамоте №717 игуменья просила прислать ей привитку и повои

Новый выпуск спецпроекта «Напиши мне грамоту» рассказывает о берестяном письме XII века от игуменьи к Офросении

Берестяную грамоту №705 нашли на Троицком раскопе в Великом Новгороде в слоях XIII века.

Новгородскую берестяную грамоту №705 шурин Домажир написал своему зятю Якову

В новом материале спецпроекта «Напиши мне грамоту» пойдëт речь о найденной в Великом Новгороде берестяной грамоте №705 от Домажира мужу его сестры Якову

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА