Банк ВТБ сообщил о новом типе мошенничества с платёжками за ЖКУ, пишет РБК. Клиентам сообщают о долгах по ЖКХ, возникших за период самоизоляции. Такой тип обмана стал актуален из-за роста коммунальных расходов при удалённой работе.
Мошенники решили воспользоваться тем, что в конце года управляющие компании традиционно делают перерасчёт за ЖКУ, особенно если граждане несвоевременно передавали показания счётчиков воды и электроэнергии, пояснил вице-президент ВТБ, руководитель департамента эквайринга Алексей Киричек. В условиях пандемии и удалённой работы расходы на коммунальное обслуживание резко возросли, поэтому вопрос погашения задолженности может быть актуальным для отдельных жильцов, считает он.
По данным ЦБ, в первом полугодии 2020 года 83,8% атак на банковских клиентов были совершены с помощью методов социальной инженерии – обман и запугивание клиентов. Всего за этот период было похищено около 4 млрд рублей. Из-за пандемии киберпреступники активизировали свою деятельность в интернете: ЦБ заблокировал более 4,7 тысячи сайтов, созданных для хищения денег у граждан.
Как отмечают эксперты, управляющие компании и операторы ЖКУ, кроме бумажных квитанций, активно используют личные кабинеты, e-mail- и SMS-рассылки, что взяли на вооружение мошенники, расширив способы обмана.
Для защиты от мошенников специалисты советуют не переходить по ссылкам сразу после получения сообщения, не вводить никаких личных данных на открывшемся сайте и не раскрывать персональные данные по телефону, а перепроверить информацию в управляющей компании.
Не говорите «да»
Среди других популярных схем мошенничества, пишет сетевое издание «360tv.ru» – звонки роботов с попыткой записать согласие с чем-либо. Делается это для того, чтобы впоследствии войти в интернет-банк абонента либо подтвердить транзакцию.
– Их интересует, чтобы вы на какой-то вопрос ответили словом «да». Я сам сталкивался с тем, что звонил робот и произносил: «Дмитрий Алексеевич?» Если ответить не «да», а что-то другое, он говорит: «Я вас не понимаю. Дмитрий Алексеевич?» То есть пытается подвести к нужному ответу, – пояснил изданию директор по развитию бизнеса в российском представительстве компании Check Point Software Technologies Дмитрий Титков.
Крупные банки активно внедряют биометрию для идентификации клиентов, задействуют искусственный интеллект для проведения и подтверждения некоторых операций. И голосовое согласие человека может помочь мошенникам похитить деньги со счета вкладчика.
Службы небезопасности
Другие популярные виды мошенничества связаны с созданием человеку стрессовой ситуации, отметил Титков. Это может быть звонок от члена семьи, который попал в аварию, сообщение из ГИБДД или полиции о том, что близкий родственник сбил человека, с требованием денег за отказ возбудить уголовное дело.
– Главная задача здесь – ввести в стресс, потому что в стрессе человек часто совершает необдуманные, не контролируемые им поступки, – добавил он.
Часто россиянам звонят якобы из служб безопасности банков. В этом случае мошенники могут предложить сверить данные, предупредить о попытке взлома. Иногда такие мошенничества сопровождаются SMS. При двухфакторной аутентификации во время попытки проведения операции клиенту приходит SMS-код. Аферисты звонят, сообщают о проверке и просят назвать цифры из сообщения.
Коронавирус и мошенники
Новые способы подсказала мошенникам и пандемия. Чаще всего клюют на сообщения и звонки о якобы положенном тестировании, а в последнее время – вакцинации. Популярность объясняется тем, что все россияне любят халяву или пролезть где-то вне очереди.
Среди мошеннических сообщений, связанных с коронавирусом, встречаются разные темы – например, о назначении человеку компенсаций за потерю работы. Или аферисты рассказывают о выигрыше в лотерею. Задача таких сообщений – заставить человека кликнуть на ссылку из письма.
После этого гражданин попадает на фиктивный сайт, где ему предлагают ввести данные банковской карты для получения якобы выигрыша или помощи от государства.
Поставили на счётчик
Россияне по-прежнему верят и в звонки с информацией о платной поверке счётчиков, требованием установить анализаторы для газового оборудования, якобы положенного по закону, гарантии производителя по ремонту пластиковых окон и так далее. В последнем случае бесплатный вариант выглядит явно плохим, зато за доплату обещают горы золотые. Персональные данные при этом остаются сохранными, а вот деньги доверчивые люди теряют.
Сайт сайту рознь
Все так же популярны и различные фишинговые сайты, похожие на сайты банков или платежных систем. Поэтому при проведении платежа по-прежнему важно проверять страницу, на которой находится плательщик. В любом браузере есть значок в виде замочка, который показывает вид шифрования. Настоящие сайты поддерживают SSL-шифрование, чтобы обезопасить пользователей от злоумышленников, которые пытаются перехватить трафик.
* * *
Напомним, что с начала года в Новгородской области зарегистрировано более 1700 случаев дистанционного мошенничества. Это почти в два раза больше, чем за тот же период 2019 года.
Теги: Мошенничество