Учёные Новгородского государственного университета и Южно-Уральского государственного медицинского университета исследовали, как неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) влияет на тканевой состав организма. Об этом рассказали в НовГУ.
В результате исследования наблюдалось повышенное накопление жира не только в самой печени, но вокруг органов брюшной полости. Также выявили нарушение обмена холестерина с его накоплением в стенке сосудов.
Авторами от Новгородского государственного университета выступили директор Медицинского института НовГУ Василий Чулков и его заместитель Митхат Гасанов.
Неалкогольная жировая болезнь печени — патология печени, заключающаяся в избыточном отложении жира в клетках органа и не вызванная употреблением алкоголя.
-- Целью настоящего исследования явилось сравнение показателей углеводного и жирового обмена веществ, факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета 2 типа, а также композиционного состава тела у молодых лиц с исследуемой патологией и без неё. В качестве основного метода изучения применяется биоэлектрическая бодиимпедансометрия — изучение тканевого состава тела человека с помощью электрического тока, — отметил Василий Чулков.
В исследовании участвовали 100 человек. Первая группа состояла из 50 молодых людей, имеющих неалкогольную жировую болезнь печени (НАЖБП). Вторая группа из 50 человек была контрольной. Все данные предоставлялись клиническими учреждениями Челябинска на основе ежегодной диспансеризации за период с 2020 по 2022 годы. Средний возраст участников первой группы составил 38 лет, второй — 34,5 лет.
В группе с НАЖБП было больше людей с избыточной массой тела и ожирением. Чаще присутствовал отягощенный семейный анамнез по сердечно-сосудистым заболеваниям, гиперурикемии и гипергликемии. У этой же группы выявлены более высокие показатели содержания общего и висцерального жира в сравнении с группой без НАЖБП. При этом чем выше были антропометрические показатели – окружность талии, индекс массы тела, соотношение окружности талии/окружности бедер, тем больше было висцерального жира. Такая же взаимосвязь с метаболическими показателями крови. Чем выше была концентрация инсулина натощак – тем больше висцерального жира.
— Средний индекс массы тела, выражающий соответствие массы тела и его роста, для первой и второй группы составил 29 и 22,3 килограмма на квадратный метр, — сообщил Василий Чулков. — Средняя окружность талии составила 100 и 94 сантиметров у мужчин и 86 и 74 сантиметров у женщин соответственно. Наблюдалось повышение соотношения окружности талии и окружности бёдер, являющееся также признаком абдоминального (висцерального) ожирения — 0,98 и 0,86.
Общая жировая масса групп с НАЖБП и без неё – 27,3 и 14,8 килограммов, безжировая масса — 55,3 и 44,6 килограммов. Висцеральный жир, окружающий внутренние органы брюшной полости — 12,5 и 6,0 условных единиц, масса скелетной мускулатуры — 30,8 и 24,5 килограммов соответственно.
Полученные результаты могут стать основной для прогнозирования риска развития НАЖБП, а исследуемые антропометрические и биохимические показатели — служить суррогатными точками эффективности программ комплексной терапии ожирения и неалкогольной жировой болезни печени у лиц молодого возраста.
Учёные планируют провести больше исследований у молодых людей, в том числе на разных стадиях этого заболевания.
Теги: НАЖБП, НовГУ, Медицинский институт















