Вторник, 25 января 2022

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

06 апреля 2020
Редакция

Легитимация изменений в основной закон страны

Фотография ©: из открытых источников

Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) подготовила доклад по вопросу легитимации изменений в Конституцию страны. Новгородские эксперты высказали свое мнение по основным тезисам доклада.

Александр Прокофьев, эксперт Ассоциации НОМ, ответственный секретарь Совета Новгородского регионального отделения Ассоциации юристов России:

«Сегодня закон о поправках к Конституции РФ уже прошел многоступенчатую процедуру, это и одобрение Федеральным Собранием, региональными парламентами, подписание Президентом России и положительное заключение Конституционного Суда Российской Федерации.

Ключевая стадия – процедура легитимации изменений в Основной закон России – Общероссийское голосование, где предлагаемые изменения должны получить одобрение граждан.

«Мнение народа должно быть определяющим», – отмечал глава государства.

Однако претензии «сторонников одного раз и навсегда принятого Основного Закона» и хулителей предложенной процедуры принятия поправок в Конституцию 1993 года не прекращаются. На мой взгляд, это в первую очередь связано с желанием продемонстрировать свою оппозиционность, напомнить, так сказать, о себе забытом, возможно солидаризироваться с зарубежными противниками укрепления суверенитета нашей страны.

В дискуссии вокруг внесения поправок в Основной закон также звучит претензия и о легитимности процедуры Общероссийского голосования.

В связи с этим, Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) подготовила доклад «Общероссийское голосование – ключевая процедура легитимации изменений в Конституцию Российской Федерации».

В данном докладе экспертами НОМ подробно со ссылкой на международное и национальное законодательство и нормативно-правовые акты даны ответы на высказываемые претензии со стороны, в первую очередь, оппонентов происходящего в стране важного и своевременного конституционного процесса.

Доклад НОМ, по моему мнению, одновременно даёт аргументированный ответ на самые острые контроверзы, такие как: о процедуре общероссийского голосования; о законодательном закреплении особого статуса вступления в силу поправок в Конституцию; о работе над поправками с участием Рабочей группы; об организации общественного наблюдения за голосованием, а также о гарантиях предупреждения возможных искажений волеизъявления граждан.

Уверен, что доклад будет интересен широкому кругу заинтересованных лиц, а также гражданам, которые ищут ответы на имеющие, порой, место провокационные и навязываемые квазиобоснованных доводов прекословщиков предлагаемых на народный суд поправок в Основной закон страны.

Главное, я считаю, что право решать, какой должна быть Конституция нашей Родины, принадлежит исключительно ее гражданам».

Алексей Громский, эксперт Ассоциации НОМ, председатель экспертного клуба «Антоново», представитель Агентства политических и экономических коммуникаций

«Коллеги из Независимого общественного мониторинга в своём очередном докладе наглядно раскрывают механизм Общероссийского голосования как демократическую новеллу, новый инструмент традиционной российской демократии. С одной стороны, мы видим верность механизмов голосования традициям, заложенным много столетий назад в Новгородской республике, а с другой – можем рассматривать её и как элемент прямой демократии, в соответствии с принципами которой, уверен, в самом ближайшем будущем будут приниматься многие важные решения в нашей стране. 

Мы присутствуем и даже можем поучаствовать в историческом переходе государственной системы от выборов между личностями или партийными программами, которые в общем виде описывают магистральные вектора развития страны, за приоритет которых высказываются те или иные партии, к прямому одобрению гражданами решений без посредников в виде народных представителей. Разумеется, всенародное обсуждение такого сложного правового и социально-политического конструкта, как поправки в основной закон страны, не допускают использование лишь одного механизма и умаления роли федерального законодателя, или Конституционного суда, например. В процессе участвуют все ветви власти, а также и организованное гражданское общество – через систему общественных палат. Но главным источником власти в стране продолжает оставаться её многонациональный народ. Предлагаемый к изучению доклад, рассматривая каждый этап всенародного голосования, хорошо иллюстрирует этот демократический принцип. 

Как практикующий политтехнолог хотел бы, вслед за авторами доклада, особо отметить: граждане в соответствии с регламентом голосования свободны не только принять в нём участие, высказать свою волю, но и публично и свободно высказываться по существу поправок, привлекать сторонников на свою сторону. То есть каждый человек, если он, конечно, этого хочет, может стать активным участником процесса уточнения положений Конституции страны, в которой он живёт».

Александр Мамулат, член Общественной палаты Российской Федерации, член Общественной палаты Новгородской области:

«Очень грамотно и аргументировано в представленном докладе сделан анализ причинно-следственных связей...

На мой взгляд, главное, что содержат предлагаемые поправки – это фиксирование в основном законе постулата верховенства российского законодательства перед международным. Россия имеет на это право, и это право при поддержке народа должно быть закреплено в Конституции!»

Оксана Александрова, председатель Общественной палаты Новгородской области:

«Общероссийское голосование – ключевая процедура легитимации изменений в Конституцию Российской Федерации. Рассматривая Основные тезисы Доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», необходимо отметить, что Конституция РФ как основной закон государства должна видоизменяться с учетом развития общества и его запросом на развитие базовых принципов построения государства.

Более подробно мне хочется остановиться на вопросе организации общественного наблюдения на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию. Порядок общероссийского голосования утвержден Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20.03.2020 года № 244/1804-7 «О Порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации». В рамках проведенных парламентских процедур, связанных с принятием Закона о поправке к Конституции, после дачи Конституционным Судом Российской Федерации заключения о его соответствии главам 1, 2 и 9 Конституции России, вступила в силу ст. 2 Закона о поправке, согласно части 16 которой для наблюдения за проведением голосования и подсчетом голосов участников голосования, за установлением итогов голосования Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей. 

Установленное право общественных палат наблюдать за ходом общероссийского голосования согласуется с действующим законодательством об общественном контроле. В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации обладают полномочиями по общественному контролю, то есть деятельности, осуществляемой в целях наблюдения за органами и организациями, которые осуществляют отдельные публичные полномочия (ст. 4 названного закона). Статья 18 же определяет формы, в которых осуществляется общественный контроль уполномоченными субъектами. Перечень форм контроля является открытым. Соответственно, такой формой может быть и назначение общественных наблюдателей. Уже имеется положительный опыт практики общественного наблюдения на выборах, что даёт все основания назвать эту деятельность легальной. Бесспорно, общественный контроль за общероссийским голосованием со стороны общественных палат будет содействовать легальности всех его процедур. Законодательно закрепленные процедуры общероссийского голосования, в том числе организация общественного наблюдения, являются разумно достаточными для обеспечения контроля хода голосования и права граждан на распространение и получение информации. 

Очень важен тот факт, что политические партии наряду с общественными объединениями представляют свои предложения в Общественную палату Российской Федерации и Общественные палаты субъектов Российской Федерации и таким образом, имеют возможность участвовать в наблюдении за процессом голосования. В данном случае проводятся не выборы, где субъектами выдвижения кандидатов в выборные лица являются политические партии, а, следовательно, нет и поля для их конкурентной борьбы. Любая парламентская или непарламентская партия для реализации интереса по наблюдению на голосовании, в том числе и в помещении комиссии, сможет сделать это посредством направления своих наблюдателей через общественные палаты, о чем давно заявлено ЦИК России и Общественной палатой РФ. 

Общественная палата Новгородской области готова сотрудничать с политическими партиями по вопросам направления наблюдателей в участковые комиссии. Всем партиям, имеющим региональные представительства в Новгородской области, были направлены информационные письма. В настоящее время предложения о кандидатурах для включения в состав общественных наблюдателей на общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации поступают от политических партий и общественных организаций Новгородской области».

* * *

Полный текст доклада – https://nom24.ru/images/nom2020 8.pdf

РЕКЛАМА

Еще новости

Из четырёх кандидатов на пост главы Парфинского района в следующий раунд конкурса вышли два претендента.

На пост главы Парфинского района претендуют Александр Залогин и Елена Шмелёва

Из четырёх кандидатов на пост главы Парфинского района в следующий раунд конкурса вышли два претендента

21.01.2022 | Политика

Кандидатуры и Андрея Герасимова, и Виктора Сюгина представят на рассмотрение депутатов Думы Боровичского района.

Кандидаты на пост главы Боровичского района набрали одинаковое число голосов на конкурсе

14 января прошёл конкурс по отбору кандидатур на пост главы Боровичского района, в нём приняли участие Андрей Герасимов и Виктор Сюгин

14.01.2022 | Политика

Договор с предыдущим руководителем «Ритуса» Сергеем Козыревым расторгли по соглашению сторон.

Новгородский «Ритус» возглавил Виктор Соколов

Директором муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Ритус» стал Виктор Соколов

10.01.2022 | Политика

Губернатор Андрей Никитин провёл рабочую встречу с Ильёй Маленко.

Илью Маленко назначили заместителем председателя правительства Новгородской области

На посту заместителя председателя правительства региона Илья Маленко будет курировать направления природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии

10.01.2022 | Политика

На конкурсе кандидаты представят свою программу работы на посту главы района.

В конкурсе на пост главы Парфинского района примут участие четыре кандидата

В Парфинском районе 19 января проведут конкурс на должность главы муниципалитета

05.01.2022 | Политика

Конкурс на пост главы Боровичского района пройдёт 14 января.

На пост главы Боровичского района претендуют Андрей Герасимов и Виктор Сюгин

Конкурс на пост главы Боровичского района пройдёт 14 января

05.01.2022 | Политика

РЕКЛАМА

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 19.01.2022 года

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА