В новом выпуске научно-практического сетевого издания «Индустрии впечатлений» доцент кафедры философии, культурологии и социологии Василий Смирнов проанализировал влияние массовой культуры на стиль жизни людей. В качестве примера он использовал игрушку «Хагги-Вагги».
— Массовая культура формирует определенный стиль жизни, который, в свою очередь, заставляет людей активизировать потребление вещей, так или иначе олицетворяющих заданный образ жизни, — цитирует Василия Смирнова служба новостей университета. — При этом, указанные стили жизни оказываются лишенными какого-либо смыслового наполнения.
В качестве иллюстрации доцент привёл такой пример. Три года назад в России были широко востребованы монстрообразные детские игрушки по имени «Хагги-Вагги» и «Кисси-Мисси», которые пользовались большой популярностью у детей подростков, будучи начисто лишенными какой бы то ни было символической составляющей и привлекали внимание только своей нелепой страшновато-комической внешностью и яркими цветами. На основе подобных персонажей был запущен целый ряд коммерчески востребованных товаров, реализуемых в больших объемах: сами игрушки в разных формах и материалах, школьные пеналы, тетради, брелки, ручки и другие вещи, которые продавались по ценам гораздо выше рыночных, что было обусловлено их большой популярностью в текущем моменте.
— Складывается ощущение, что бизнес в определенный момент времени периодически запускает в серию некие «продукты», которые на первый взгляд вообще не имеют под собой никакого рационально объяснимого спроса, но которые, тем не менее, в силу влияния на массовое сознание СМИ, раскручивающих взрывообразный ажиотаж, неожиданно становятся популярными, или, как выражается современная молодежь, «ловят хайп». Появление таких вещей обусловлено целенаправленным и принудительным внедрением в потребностную пирамиду человека «ложных» потребностей. Под ложными потребностями мы склонны понимать те, которые навязаны человеку извне за счет определенного манипулятивного воздействия на его сознание, — объясняет Василий Смирнов.
Теги: Великий Новгород, НовГУ, культура, Хагги-Вагги, цивилизация, потребление