Ассистент кафедры истории России и археологии, лаборант Центра археологических исследований НовГУ имени Ярослава Мудрого Илья Болонин исследовал стеклянные бутылочные клейма Нового времени, найденные на раскопках в Старой Руссе. Об этом рассказали в пресс-службе вуза.
Бутылочные клейма — это стеклянные медальоны, которые крепились на бутылку или штоф. С 1774 года производители обязаны были ставить клейма на все сосуды, предназначенные для спиртосодержащих напитков. На клейме должны были указываться название завода, имя владельца и год изготовления.
С 2014 по 2019 год в Старой Руссе было найдено 48 клейм. Большинство из них обнаружили при раскопках на набережной Рыбаков, часть — на Пятницком раскопе.
— 32 клейма содержали надписи на кириллице, — рассказал Илья Болонин. — Из них только 13 полностью соответствуют требованиям закона, то есть имеют упоминание о фабрике, фабриканте и годе изготовления. При этом на трёх клеймах есть избыточная информация — указание объёма сосуда. Год указан на 16 клеймах: самый ранний — 1812, самый поздний — 1852.
Шесть клейм из кириллической группы имели надпись «Мурав», годы их производства — 1824 и 1826. Ранее существовало предположение, что данная надпись связана с производством минеральной воды и Муравьёвским фонтаном в Старой Руссе. По мнению Ильи Болонина, эта теория не обоснована.
— Мы решили изучить список фабрикантов и заводчиков 1831 года, — поделился исследователь. — И обнаружили некую Веру Алексеевну Муравьёву, которая владела фабрикой при селе Большие Теребони Новгородского уезда. Обратившись к родословной Муравьёвых, мы выяснили, что Вера Алексеевна была замужем за Артамоном Захарьевичем — декабристом, который был сослан в Сибирь, где и умер в 1846 году. Супруга намеревалась поехать за ним, но по семейным обстоятельствам не смогла этого сделать. Далее мы сверились с картой 1912 года — на ней рядом с селом Большие Теребони есть пометка «Стекл», что, скорее всего, означает стекольную фабрику. Правда, на тот период Муравьёвы уже не числились в списке фабрикантов, так что у предприятия, вероятно, уже был другой владелец.
Сейчас деревня Теребони находится на территории Батецкого округа Новгородской области. Как отмечает Илья Болонин, чтобы выяснить, имеются ли там следы стекольного производства, необходимы полевые исследования.
Теги: Старая Русса, стекло, клейма, НовГУ, археология