В посёлке Хвойная откроется памятник, посвящённый воздушному снабжению блокадного Ленинграда. Торжественная церемония состоится в посёлке 4 ноября – в День народного единства, на бывшем Хвойнинском аэродроме.
Как рассказала «НВ» Анна Белорусова, внучка командира экипажа МАОН (Московской авиагруппы особого назначения) Петра Колесникова, мемориал создан по инициативе жителей посёлка и потомков лётчиков. И на безвозмездной основе.
Автор памятника – заслуженный деятель искусств Республики Карелия Александр Ким. Природный камень, гранит двух редких оттенков, предоставили владельцы карельского карьера, братья Татаровы. Доставку из Петрозаводска и установку в Хвойной взяли на себя частные лица, жители Санкт-Петербурга.
Памятник представляет собою трёхметровую стелу из двух плит, напоминающих крыло и хвостовое оперение самолёта. На уходящем ввысь «крыле» изображено звено «Дугласов», а на хвосте выгравирована мемориальная надпись: «Здесь находился Хвойнинский аэродром, откуда в 1941-1944 гг. транспортные самолёты вылетали с продовольствием в блокадный Ленинград и возвращались с эвакуированными жителями и раненными защитниками города».

Дата установки памятника выбрана, конечно же, не случайно. Ведь в ноябре 1941 года, когда норма выдачи хлеба была снижена до 125 граммов, воздушная трасса над Ладогой оставалась единственной транспортной связью города на Неве со страной. А 4 ноября – это такой день, который напоминает и будет напоминать о способности нашего народа к сплочению во времена тяжёлых испытаний.
В годы войны силами жителей были расширены и укреплены лётные полосы. На полевой аэродром стекались обозы с продовольствием – люди делились последним, чтобы помочь ленинградцам.
Каждое утро поднимались в воздух 9-12 гружёных продовольствием самолётов и брали курс на Ленинград. Проходили на бреющем Ладогу, над которой летали немецкие истребители. Быстро разгружались и принимали на борт ленинградцев. Только за первые три недели были вывезены 3277 специалистов и квалифицированных рабочих оборонной промышленности. Затем в связи с резким ухудшением продовольственной ситуации началась экстренная эвакуация населения, в первую очередь, женщин и детей.
В декабре 4-я армия генерала Мерецкова освободила Тихвин, появилась возможность подвозить продовольствие ближе к Ладоге. К концу месяца по окрепшему льду потянулись колонны грузовиков – заработала Дорога жизни. За три месяца транспортной операции МАОН совершила 3 100 рейсов в Ленинград, доставив 4 325 тонн продовольствия и 1 271 тонн боеприпасов. Были эвакуированы 50 099 человек.

«Дугласы» вернулись во Внуково, лётчиков МАОН ждали новые ответственные поручения. Но уже в марте 1942 года по распоряжению Ставки часть экипажей авиагруппы была экстренно снята с западного фронта и снова направлена в Хвойную. Лётчики совершали ночные вылеты, сбрасывая тюки с боеприпасами и продовольствием окружённой 2-й Ударной армии.
Вплоть до окончательного разгрома врага под Ленинградом в конце января 1944 года Хвойная оставалась основной базой воздушного снабжения.
Стела на бывшем аэродроме в Хвойной – не первый памятник крылатому подвигу. Ранее, в 2020 году, у входа в краеведческий музей был установлен мемориальный камень лётчикам МАОН. В самом музее создана экспозиция, на которой представлены архивные документы, фотографии и авиационные артефакты.
Теги: Хвойная, Великая Отечественная война, память















