Восемь новых археологических памятников удалось обнаружить учёным во время проведения государственной историко-культурной экспертизы на территории районов Новгородской области, где планируется строительство высокоскоростной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой.
Подробностями с «НВ» поделилась заведующая кафедрой истории России и археологии НовГУ, член совета по культурному наследию при министерстве культуры России Елена Торопова, ставшая автором историко-культурной экспертизы.
— В соответствии с законодательством строительным работам на участках должна предшествовать государственная историко-культурная экспертиза. Договор на проведение этих работ был заключён с Новгородским университетом — пояснила она. — После получения в министерстве культуры России Открытого листа в августе этого года сотрудники кафедры и Центра археологических исследований приступили к археологической разведке. С августа по октябрь был обследован участок трассы длиной 150 км и шириной 100 м. Мы прошли десятки километров болот. И очень гордимся собой, потому что на территории Новгородского, Маловишерского и Окуловского районов мы обнаружили восемь новых памятников археологии, которые ранее были не известны. Это очень важное открытие. Итогом работы стали 14 томов научных отчётов.
По словам Елены Тороповой, часть памятников уникальны для Новгородской области и стали полной неожиданностью для учёных.
— Так, мы нашли группу из 18 курганов. Памятник предварительно датирован второй половиной I тысячелетия нашей эры и относится к так называемой культуре псковско-новгородских длинных курганов. Информации о них нет в своде памятников Романцева, который был составлен к XV съезду археологов. В других документах они тоже не зафиксированы, — уточнила археолог.
Кроме того, во время разведки удалось обнаружить две стоянки эпохи неолита, которые датируются III–II тысячелетиями до н. э.
— Мы очень неплохо знаем средневековую историю нашей новгородской земли. Не очень хорошо, но знаем о Каменном веке. А промежуток между Каменным и Железным веками нам крайне мало известен. Поэтому обнаружение поселения, относящегося к эпохе бронзы и раннего железного века (II тыс. до н. э. – рубеж н. э.), открытие крайне важное.
В результате экспертизы был сделан вывод о невозможности проведения ВСМ на планируемом участке строительных работ.
— Это нормальная ситуация, которая не угрожает проекту ВСМ, — прокомментировала Елена Торопова. — Если на участке есть памятники археологии, первая экспертиза всегда отрицательная. Это стандартная форма работы. Далее в соответствии с требованием законодательства идёт разработка разделов с предложением решений и мероприятий, позволяющих учесть интересы памятников археологии. Это может быть изменение трассы, что предпочтительнее для археологов, так как в будущем появятся новые методы диагностики, которые позволят подробнее изучить обнаруженные памятники. А может быть речь пойдёт о спасательных археологических работах, когда археологи будут вести раскопки и изучать объекты до строительства трассы. Окончательное решение по этому вопросу пока не принято.
Теги: ВСМ, Москва, Санкт-Петербург, РЖД, Новгородская область, археология, памятники, курганы