Четверг, 02 мая 2024

16 декабря 2021
Редакция

Любители астрономии из Великого Новгорода сфотографировали недавно открытую комету Леонард

В декабре комета Леонард была видна в небе над северным полушарием лучше всего.

Фотография ©: vasilysanich; Дмитрий Руппель; Алексей Чернышев

Новгородским любителям астрономии удалось сделать «портрет» кометы Леонард, которую открыли в январе 2021 года. Лучше всего она видна в декабре.

Комета Леонард (C/2021 A1), которую 3 января 2021 года обнаружил американский астроном Грегори Дж. Леонардом в обсерватории Маунт-Леммон, попала в фотообъективы многих астрономов – профессионалов и любителей, в том числе новгородских.

Именно в декабре космический объект был виден в небе над северным полушарием лучше всего. Комету можно было видеть невооружённым глазом. Хотя в этом случае было легко спутать её с яркой звездой. Другое дело  –  профессиональная техника, которая позволяет разглядеть не только ядро кометы – кому, состоящую из пыли и газа, но и хвост, имеющий тот же состав.

Сделать красивый снимок кометы удалось новгородцу, который выложил снимок в Инстаграме под ником Vasilysanich. Называть своё полное имя Василий не стал, но с удовольствием поделился рассказом о том, как удалось сделать фотографию.

Год назад мужчина, с детства увлечённый астрономией, решил познакомиться с этой наукой не только в теории, но и на практике. Сейчас в его распоряжении есть зеркальный фотоаппарат, телескоп, который используется в качестве объектива, и экваториальная монтировка. Она необходима для того, чтобы компенсировать вращение Земли относительно звёзд.

Человеческий глаз не может различить большинство небесных тел, потому что не способен накапливать свет. В отличие от фотоаппарата. Он это позволяет, если сделать длинную выдержку и открыть затвор объектива, к примеру, на час. Техника зафиксирует весь свет, который поступает от звёзд, туманностей, галактик и на выходе получится фантастически красивый снимок заполненной бесконечным числом звёзд вселенной.

Именно так Василий и сфотографировал комету Леонард. Хотя, по его признанию, условия для съёмки были не самыми комфортными. Единственное условно ясное утро выдалось на рабочий понедельник, 6 декабря. Тот день был очень морозным – 26 градусов ниже ноля.

– Условно ясное, потому что облачность верхнего яруса составляла почти 50%, были видны только самые яркие звёзды, – рассказал новгородец своим подписчикам. – Время накопления сигнала, то есть света, для этого фото составило 43 минуты выдержками по 120 и 180 секунд. Комета Леонард имеет вторую звездную величину, она чуть тусклее чем Венера, а эта планета после Луны – самый яркий объект на небе.

Сделать «портрет» кометы решили и создатели любительской обсерватории под Великим Новгородом Дмитрий Руппель и Алексей Чернышев.

Посмотреть фотографию
Фото Дмитрия Руппеля и Алексея Чернышева

– Насколько я помню, подготовка к съёмке кометы началась в октябре с генеральной мойки оптики телескопов и обслуживания обсерватории. У нас была запланирована научная программа на обсерватории, но мы её отложили, чтобы снять комету в декабре, когда она максимально разгорится, – рассказал новгородский астроном-любитель Дмитрий Руппель. – В прошлом году легендарный российский астроном Геннадий Борисов, который открыл первую межзвездную комету, дал нам попользоваться одним из своих замечательных телескопов «Генон», собственно, на который мы и запланировали запечатлеть комету.

Съёмку кометы Чернышев и Руппель проводили промышленным полнокадровым фотоаппаратом, не предназначенным для работы на улице. Любители адаптировали технику и иногда используют для съёмки художественных астрофото.

– Комета летит долго и издалека, постепенно приближается к Солнцу и становится ярче. 12 декабря был максимум яркости, а дальше она оказывается на небе слишком близко к Солнцу и её уже не увидеть на фоне зари. При этом погода у нас была как всегда «ужас-ужас». Так что выбирать время не приходилось. Чудо, что ночи 6 и 10 декабря были ясные. Один раз удалось снимать её час, второй – полчаса. Комета восходит перед рассветом и надо успеть сделать как можно больше кадров, пока ещё темно, — уточнил Алексей Чернышев.

Кстати, по словам Чернышева, из Великого Новгорода комету можно увидеть и в бинокль, но городская «засветка» очень этому мешает.