Во время новогодних каникул, с 3 по 6 января, в Демянском районе поисковый отряд «Находка» вместе с представителями инициативной группы проекта «Крылья Татарстана» провели экспедицию на место падения советского бомбардировщика Пе-2, разбившегося в годы Великой Отечественной войны.
Работы проводились в районе деревни Дуброви, сообщается на сайте молодёжной организации «Объединение «Отечество» (Татарстан). Место падения самолёта демянские поисковики обнаружили в 2022 году. Местные жители рассказали, что видели в заболоченном лесу обломки крылатой машины.
В результате поисковики отряда «Находка» нашли место вынужденной посадки истребителя ЛаГГ-3, а буквально в 150 метрах от него воронку, рядом с которой были разбросаны фрагменты бомбардировщика Пе-2.
В ходе первого выезда на обломках ЛаГГ-3 удалось обнаружить его заводской номер – 31213245. Эти данные помогли установить, что на этом самолёте 4 сентября 1942 года не вернулся с выполнения боевого задания командир звена 238-го истребительного авиационного полка 239-й истребительной авиадивизии 6-й Воздушной армии старшина Алексей Иванович Мерлин.
ЛаГГ был сбит в воздушном бою. Лётчик получил тяжёлые ранения в ногу и голову, из-за чего потерял глаз. Раненный, на подбитом самолёте пилот пытался перелететь линию фронта, но не смог, сделав вынужденную посадку рядом с ней, и затем попал в плен к немцам. Из плена лётчик был освобождён в апреле 1945 года союзными войсками. В 1957 году он был награждён орденом Славы III степени.
Gоисковикам было необходимо установить jбстоятельства потери Пе-2. Во время первого выезда поисковики обнаружили заводской номер самолёта – 1103. Пе-2 находился в составе 58-го Краснознамённого бомбардировочного авиационного полка 241-й бомбардировочной авиадивизии 6-й Воздушной армии и значился не вернувшимся с боевого задания 5 сентября 1942 года – на следующий день, после потери самолёта ЛаГГ-3 старшины Мерлина.
Однако указанное в боевом донесении место падения самолёта с номером 1103 находилось на значительном расстоянии от места обнаружения обломков Пе-2. Необходимо было найти заводские номера моторов, чтобы полностью подтвердить потерю этого самолёта в этом месте, так как по архивным документам было известно, что самолёт Пе-2 №1103 в июле 1942 года находился в ремонте на аэродроме Олехново, а после этого был перегнан на аэродром Хотилово. Была вероятность, что номерные запчасти могли попасть на другой самолёт.
Участники экспедиции приняли решение провести новые поиски зимой, когда лесные ручьи замерзнут и появится возможность на тяжёлой технике подъехать к месту падения самолёта. Этот выезд состоялся на новогодних каникулах.
Кроме новгородских и казанских поисковиков, в работе экспедиции принимали участие представители поискового отряда «Мехвод», сформированного на базе Орловского техникума агробизнеса и сервиса в Мценске.
Подготовительные работы по заброске техники и необходимого оборудования поисковики «Находки» провели в декабре 2022 года, и 3 января стало возможным приступить к работам. В первый день участники экспедиции подняли из воронки обломки одного мотора самолёта. На нём были обнаружены несколько заводских номеров – ПА 125-699, Р 125-37, РА 145-1011. Это говорило о том, что мотор также неоднократно находился в ремонте.
В последующие дни был поднят на поверхность и второй мотор самолёта. На нём также обнаружили разные номера – 21-94 и ПА 135-766. Значит, и этот мотор ремонтировали.
Но главное – поисковикам удалось точно подтвердить то, что они работают на месте падения самолёта с номером 1103, который был списан с лицевого счёта 58-го Краснознамённого бомбардировочного авиаполка с моторами М-105ра № 145-1011 и №21-94.
Воронку от взрыва самолёта полностью очистили до материка – в ней отсутствовали фрагменты кабины и фюзеляжа Пе-2. Поисковики предполагают, что эти части находились рядом с воронкой и были отброшены взрывом или вытащены немецкими или советскими солдатами во время войны либо в послевоенный период.
На это указывала и находка демянских поисковиков в 2022 году. Тогда в 100 метрах от воронки были обнаружены деформированный шлемофон одного из членов экипажа и элемент от пристяжной системы лётчика из кабины.
Летом 2023 года поисковики планируют провести на месте падения Пе-2 ещё одну экспедицию, чтобы продолжить поиски кабины самолёта. Кроме того, предстоят и архивно-исследовательские работы.
Согласно оперативным документам 58-го Краснознамённого бомбардировочного авиационного полка в экипаж Пе-2 входили лётчик лейтенант Александр Емельянович Васильев, штурман старший лейтенант Филипп Егорович Романенко и воздушный стрелок-радист старший сержант Сергей Александрович Серов.
Теги: Демянский район, Великая Отечественная война, поисковики, самолёт