Вечером в пятницу, 13 января, в музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде по традиции пройдёт праздничная этнографическая программа «Васильев вечер».
Гости примут участие в святочных игрищах и забавах с ряжеными, погадают на благополучие в новом году и на счастливое замужество или женитьбу.
– Святки – главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому, – рассказали в музее. – Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 декабря/6 января) и завершаясь в день Крещения (6/19 января). Одним из основных праздников в рамках Святок являлся Новый год, или Васильев вечер, канун которого приходился на 31 декабря/13 января. Своё название вечер получил по имени святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского, память которого христианская церковь чтит 1/14 января – в Васильев день.
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины.
Но прежде всего Святки – молодёжный праздник. На две недели молодёжь освобождалась от труда и все своё время посвящала разнообразным развлечениям. Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер игрищ молодёжи на посиделках и на улице. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Девушки старались привлечь к себе внимание яркими праздничными нарядами, умением петь, танцевать, поддерживать беседу, демонстрировали весёлый и бойкий, но в тоже время и скромный характер, что в народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения.
Очень важным моментом, своеобразным испытанием готовности к браку было умение и парней, и девушек правильно вести себя во время прихода на игрище ряженых.
Ряженье – любимое развлечение деревенской молодёжи, позволяющее на святочный период выйти за пределы общепринятых норм поведения. Одетые во всевозможные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои бесчисленные забавы всех без исключения, а вечерами обычно ходили по деревне, колядуя и веселя хозяев в каждом доме. Рядились, как правило, парни и молодые мужчины, нередко вовлекая в своё действо детей, а иногда замужних и пожилых женщин. Рядились в стариков, в жениха с невестой, в медведя, козу, лошадь, цыгана, солдата, нищего, сироту, бродягу-горбуна, покойника. Спектр ряженых персонажей поистине был неограниченным, но предпочтение в играх все же принадлежало свадебной и похоронной тематике.
Отличительной особенностью Святок являлись разного рода гадания. Делать это можно было в любой святочный день, но большинство гаданий, считающихся в народе «верными», производили в сочельники, рождественский и крещенский, и в канун Васильева дня – под Новый год.
Именно с Васильева вечера начинались «страшные» гадания – самые опасные из всех святочных гаданий.
Одной из причин опасности этих гаданий является их приуроченность к наиболее стихийному периоду Святок – «страшным» вечерам, когда кончался старый год и начинался новый, а по народным представлениям особенно буйствовала нечистая сила. Для «страшных» гаданий выбирались места, где жила или могла появляться нечисть: баня, овин, перекрёсток дорог, прорубь на реке, церковная паперть.