Размещение на памятнике «Тысячелетие России» фигур четырех литовских князей – Гедимина и трех его сыновей Витовта, Ольгерда и Кейстута историки воспринимают по-разному. Об этом в своей традиционной рубрике выходного дня #Новгородика напомнил губернатор Андрей Никитин.
С одной стороны, считается, что сделано это было по политическим соображениям. Ведь князья в свое время воевали с Польшей, а возведение памятника пришлось на период активизации радикальных революционных группировок, требующих восстановления Речи Посполитой. С другой стороны, литовские князья представлены создателями единого государства, абсолютное большинство жителей которого составляло русскоязычное православное население, – рассказал глава региона.
В XIV веке, пока русские князья сражались друг с другом за влияние, за территории, за благосклонность Орды, на западных границах Руси под руководством Гедимина постепенно «собирается» и укрепляется Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское. Присоединение к нему не требовало смены веры, а еще освобождало от дани Орде, а потому многие русские князья охотно заключали взаимовыгодные браки.
Так образуется династия Гедеминовичей, вторая по знатности после Рюриковичей.
Особенно привлекательными для литовцев были богатые новгородские земли. Мирно присоединяться к литовскому княжеству новгородцы не хотели, а потому литовцы предпринимают успешный рейдерский захват власти вольного города. Но складывается парадоксальная ситуация: хотя в Новгороде формально правят литовские наместники, весь город противостоит присоединению к княжеству и выступает за соединение с Москвой.
Из собирателей русских земель литовцы превратятся в оккупантов. Противостояние продлится до середины XV века, когда Литва официально откажется от притязаний на русский город.
— Началом конца для княжества Литовского станет исторический выбор внука Гедимина: заключить брак с московской княжной или породниться с польской королевской семьей?! Предложение Польши показалось ему более выгодным. Он женится на польской королеве и принимает католическую веру. Этот шаг становится точкой невозврата для всего Литовского княжества. Если для русского государства православная вера стала основой единения, то для литовского насаждение католицизма привело к постепенной полонизации княжества, а затем и к потере его суверенитета, — написал губернатор.