Сегодня, 25 февраля, губернатор Новгородской области Андрей Никитин в рамках еженедельной исторической рубрики рассказал в своём Телеграм-канале о междоусобицах, которые происходили в Великом Новгороде в конце XV века.
Бояре и торговая знать, не желая объединения с Москвой, выступали за союз с Литвой, которая обещала сохранить им власть и привилегии. Люди меньшие такой союз считали угрозой, ведь принять литовскую сторону означало изменить православию, вере предков. Так новгородское общество раскололось на две враждующие партии.
– Во главе литовской партии стал Дмитрий Борецкий, но неформальным лидером выступила его мать – Марфа. Несмотря на мнение простых новгородцев боярыня начала прямые переговоры с литовским князем, и в 1471 году новгородское боярство заключило договор, в котором признало Казимира своим князем. Иван III воспринял данный шаг не только как измену себе, но и как измену православной вере. Он пошёл войной на Новгород и в битве на Шелони разбил новгородское войско. Дмитрия казнили как политического преступника и отступника православия, – написал глава региона.
Несмотря на поражение и гибель сына Марфа продолжала следовать литовскому пути, при этом «младшая чадь новгородская» жаловалась московскому князю на пролитовски настроенных местных бояр и просила защиты. Город продолжали раздирать внутренние распри, и тогда Иван III предпринял новый поход, результатом которого стало падение Новгородской республики в январе 1478 года.
В определённый момент при выборе своего политического пути новгородская правящая элита совершила две фатальные ошибки. Первая – отстранила от принятия решений народ, тем самым подорвав основополагающий принцип вечевой республики. Вторая ошибка – элита поставила свои политические амбиции и желание сохранить за собой богатства и огромные территории выше общенациональных идей: борьбы с Ордой и литовской экспансией.
В исторической литературе Марфа Борецкая представлена символом новгородской вольницы, и действительно, ее воля и упорство в сохранении независимости Новгорода вызывает уважение. Марфа Борецкая – единственная женщина, скульптура которой помещена на горельеф «Военные люди и герои» на памятнике «Тысячелетие России». Скульптор изобразил ее скорбящей женщиной, склонившей голову над разбитым вечевым колоколом.
Теги: Новгородика, Андрей Никитин, Марфа Борецкая, история, памятник, Тысячелетие России