Имя Авраамия Палицына не так широко известно, по сравнению с именами других активных и видных деятелей Смутного времени. Между тем, создатели памятника «Тысячелетие России» посчитали важным разместить фигуру келаря Троице-Сергиева монастыря на горельефе «Военные люди и герои» рядом с Мининым и Пожарским. Этой личности посвятил очередной текст проекта «Новгородика» губернатор Новгородской области Андрей Никитин.
Аверкий Иванович Палицын состоял на военной службе, был воеводой в Коле. В 1588 году за заговор с Шуйскими против царя Федора Иоанновича он был сослан в Соловецкий монастырь, где был пострижен в монахи с именем Авраамий. С приходом к власти Василия Шуйского началось его восхождение, Авраамия перевели в Троице-Сергиеву лавру и назначили на высокую должность келаря – заведующего всем монастырским хозяйством.
В 1610 году вместе с московским посольством он отправился к польскому королю под Смоленск, чтобы просить на российский трон его сына Владислава. Но миссию свою он до конца не довел. Во время визита келарю удалось получить для своего монастыря охранную грамоту, и, удовлетворившись этим, он поспешил уехать. Этот поступок исследователи расценивают по-разному. Одни, как «измену русскому национальному делу», другие – как дальновидный шаг, поскольку оставшиеся послы вместе с митрополитом Филаретом вскоре оказались в польском плену, а Авраамий и монахи Троице-Сергиевой лавры сделали важный вклад в общее дело, обеспечивая объединенное русское войско порохом, свинцом и припасами.
– Но после возвращения Филарета из польского плена Авраамия сослали в Соловецкий монастырь. Здесь он написал самое популярное у читателей XVII-XVIII веков сочинение о Смутном времени. В 77 главах подробно рассказано о причинах Смуты в России, об осаде Троице-Сергиевой лавры и о той помощи, которую братия во главе с Авраамием оказывала ополчению. Более поздние исследователи считают, что келарь был, мягко говоря, нескромен, описывая свои заслуги перед государством, – отметил губернатор. – Но ценность произведения состоит в том, что в нем упоминаются конкретные имена «молодших», то есть простых людей, приводится множество примеров их истинного героизма. Сведения, представленные в этом произведении, в очередной раз доказывают исключительную роль простого русского народа в победе над интервентами.
Теги: Андрей Никитин, Новгородика, история