Четверг, 21 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

08 июня 2023
Елена Кузьмина

180 лет назад началось строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом

В 1855 году дорогу между двумя столицами назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.

В 1855 году дорогу между двумя столицами назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.

Фотография ©: министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области

Ровно 180 лет назад – 8 июня 1843 года – началось строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, которую потом назвали Николаевской, рассказали сегодня, 8 июня, в архивном комитете Новгородской области.

Работы шли по двум маршрутам: прямому и по маршруту Петербург – Новгород – Вышний Волочек – Москва.

Новгородский вариант трассы был длиннее на 30 км и дороже на 17,5 %, хотя и несколько увеличивал объём перевозок. Новгород являлся важной торговой точкой, через город проходило Московское шоссе.

На заседании Особого межведомственного комитета мнения высших государственных чиновников о маршруте прохождения железной дороги разделились.

За новгородский вариант выступали министр государственных имуществ Павел Киселёв, министр внутренних дел Лев Перовский, председатель департамента государственной экономии Василий Левашов и член госсовета Алексей Орлов.

Последнее слово осталось за императором. Николай I принял решение о прохождении дороги по прямому направлению без захода в Новгород.

8 июня 1843 года приступили к сооружению магистрали, строительство велось одновременно на двух дирекциях – Северной и Южной, стык которых находился в Бологое.

Проект строительства предусматривал сооружение семи крупных станций через 73-84 версты. Одна из станций пришлась на малонаселённую округу деревни Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губернии. Выбор места определяла также находившаяся здесь развилка почтового тракта из Боровичей на Крестцы и Валдай.

В 1855 году дорогу назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.

Поводов для беспокойства о том, что был выбран проект строительства железной дороги без захода в Новгород, в начале у новгородцев не было. Ранее планировалось строительство целой сети железных дорог, а значит, решение проблемы было только делом времени. Однако, история распорядилась иначе, и Новгородская железная дорога (Новгородская линия Рыбинской железной дороги) открылась только 18 мая 1871 года и была узкоколейной.

5-11.06.2023 Лента новостей
Ходатайство о переустройстве Новгородской узкоколейной железной дороги в ширококолейную.

Вопрос о переустройстве Новгородской узкоколейной железной дороги в ширококолейную новгородцы поднимали не один раз, так как сразу после открытия стали обнаруживаться все её неудобства. Изначально узкую колею ввели в качестве эксперимента, и правительство страны, выступавшее строителем дороги, рассчитывало в случае полной непригодности перешить её в ширококолейную. Поэтому узкоколейку построили с запасом ширины, необходимой для устройства широкой колеи.

Узкая колея Новгородской железной дороги была одним из основных препятствий на пути экономического развития Новгородского края. Такое положение чрезвычайно тормозило развитие фабрично-заводской промышленности в Новгородской губернии. Явным неудобством являлась и перегрузка товаров на станции в Чудове, так как во время перегрузки товары повреждали или теряли.

Кроме того, узкая колея была не приспособлена для пассажирского движения. Неудобства вызывала теснота вагонов, неспокойный ход с толчками и медленное движение.

С началом Первой мировой войны проблема неблагоустроенности новгородской узкоколейки стала общегосударственной. В 1915 году встал вопрос о её немедленном улучшении, так как в Новгород эвакуировали лазареты для раненых, переводились различные учреждения, прибывало много беженцев. Ходатайство Новгородской городской управы удовлетворили, и в марте 1916 года строительство ширококолейной линии железной дороги уже подходило к концу.

Теги: Новгородская область, железная дорога, история, Окуловка, Москва, Санкт-Петербург

РЕКЛАМА

Еще новости

Бизнес-стендап — совместный проект комитета по молодёжной политике Новгородской области, центра «Мой бизнес» и областного Дома молодежи при поддержке Новгородского стендап-клуба.

В Великом Новгороде впервые пройдёт бизнес-стендап

Впервые в Великом Новгороде молодые предприниматели выйдут на сцену и поделятся с гостями своими историями из мира бизнеса и не только

21.11.2024 | Общество

Регион поднялся на верхнюю строчку рейтинга, получив 32 балла по сравнению с 24 баллами в 2023 году.

По скорости строительства Новгородская область вошла в число лучших в России

Новгородская область за год улучшила свои позиции и поднялась на верхнюю строчку рейтинга инвестиционно-строительного цикла в регионах

21.11.2024 | Общество

Обязательным требованиям законодательства полностью соответствовал мёд только четырёх торговых марок.

В мёде батецкой компании Роскачество обнаружило сахарный сироп

Роскачество провело исследование 21 торговой марки мёда, в том числе от производителя из Новгородской области

21.11.2024 | Общество

После возмущённого поста историка Владимира Варнаева старая вывеска провисела пять дней.

«Рюмочная Онфима» в Великом Новгороде теперь стала «Квартирой Онфима»

Собственник «Рюмочной Онфима» в центре Великого Новгорода Дмитрий Минин сменил вывеску на питейном заведении

21.11.2024 | Общество

«Акрон» воссоздает ярусы звонницы на колокольне Никольского собора.

В Великом Новгороде воссоздают ярусы звонницы на колокольне Никольского собора

Попечительский совет по развитию Новгородского музея-заповедника подвёл итоги работы за 2024 год

21.11.2024 | Общество

Жителей региона просят быть внимательными и осторожными.

На восток Новгородской области надвигается снежный фронт

По данным синоптиков, ночью 22 ноября на востоке Новгородской области ожидается сильный снег

21.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА