Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

08 июня 2023
Елена Кузьмина

180 лет назад началось строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом

В 1855 году дорогу между двумя столицами назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.

В 1855 году дорогу между двумя столицами назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.

Фотография ©: министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области

Ровно 180 лет назад – 8 июня 1843 года – началось строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, которую потом назвали Николаевской, рассказали сегодня, 8 июня, в архивном комитете Новгородской области.

Работы шли по двум маршрутам: прямому и по маршруту Петербург – Новгород – Вышний Волочек – Москва.

Новгородский вариант трассы был длиннее на 30 км и дороже на 17,5 %, хотя и несколько увеличивал объём перевозок. Новгород являлся важной торговой точкой, через город проходило Московское шоссе.

На заседании Особого межведомственного комитета мнения высших государственных чиновников о маршруте прохождения железной дороги разделились.

За новгородский вариант выступали министр государственных имуществ Павел Киселёв, министр внутренних дел Лев Перовский, председатель департамента государственной экономии Василий Левашов и член госсовета Алексей Орлов.

Последнее слово осталось за императором. Николай I принял решение о прохождении дороги по прямому направлению без захода в Новгород.

8 июня 1843 года приступили к сооружению магистрали, строительство велось одновременно на двух дирекциях – Северной и Южной, стык которых находился в Бологое.

Проект строительства предусматривал сооружение семи крупных станций через 73-84 версты. Одна из станций пришлась на малонаселённую округу деревни Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губернии. Выбор места определяла также находившаяся здесь развилка почтового тракта из Боровичей на Крестцы и Валдай.

В 1855 году дорогу назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.

Поводов для беспокойства о том, что был выбран проект строительства железной дороги без захода в Новгород, в начале у новгородцев не было. Ранее планировалось строительство целой сети железных дорог, а значит, решение проблемы было только делом времени. Однако, история распорядилась иначе, и Новгородская железная дорога (Новгородская линия Рыбинской железной дороги) открылась только 18 мая 1871 года и была узкоколейной.

5-11.06.2023 Лента новостей
Ходатайство о переустройстве Новгородской узкоколейной железной дороги в ширококолейную.

Вопрос о переустройстве Новгородской узкоколейной железной дороги в ширококолейную новгородцы поднимали не один раз, так как сразу после открытия стали обнаруживаться все её неудобства. Изначально узкую колею ввели в качестве эксперимента, и правительство страны, выступавшее строителем дороги, рассчитывало в случае полной непригодности перешить её в ширококолейную. Поэтому узкоколейку построили с запасом ширины, необходимой для устройства широкой колеи.

Узкая колея Новгородской железной дороги была одним из основных препятствий на пути экономического развития Новгородского края. Такое положение чрезвычайно тормозило развитие фабрично-заводской промышленности в Новгородской губернии. Явным неудобством являлась и перегрузка товаров на станции в Чудове, так как во время перегрузки товары повреждали или теряли.

Кроме того, узкая колея была не приспособлена для пассажирского движения. Неудобства вызывала теснота вагонов, неспокойный ход с толчками и медленное движение.

С началом Первой мировой войны проблема неблагоустроенности новгородской узкоколейки стала общегосударственной. В 1915 году встал вопрос о её немедленном улучшении, так как в Новгород эвакуировали лазареты для раненых, переводились различные учреждения, прибывало много беженцев. Ходатайство Новгородской городской управы удовлетворили, и в марте 1916 года строительство ширококолейной линии железной дороги уже подходило к концу.

Теги: Новгородская область, железная дорога, история, Окуловка, Москва, Санкт-Петербург

РЕКЛАМА

Еще новости

Администрация Демянского округа оценила качество работы и выразила благодарность сотрудникам ИК-9 .

Осуждённые парфинской колонии сделали скамейки для зоны отдыха в Демянске

Для выполнения заказа от Демянского округа в исправительном учреждении были трудоустроены четверо осужденных

16.07.2024 | Общество

Фильм будет идти с русскими субтитрами.

Новгородцы увидят художественный фильм о легендарной мадам Клико

Кино рассказывает, как обычная женщина, полная дерзости и упорства, построила всемирно известную империю шампанского

15.07.2024 | Общество

В 2023 году в Великом Новгороде открыли памятник Гавриилу Державину.

В Великом Новгороде почтили память первого министра юстиции Гавриила Державина

15 июля в Великом Новгороде прошёл митинг по случаю 281-летия со дня рождения поэта и государственного деятеля Гавриила Державина

15.07.2024 | Общество

С 2026 года будет предусмотрена ежегодная выплата работающим родителям с двумя и более детьми.

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

Разработкой предложений для нового нацпроекта занимались члены комиссии Госсовета по направлению «Социальная политика», которую возглавляет Андрей Никитин

15.07.2024 | Общество

В отделении диспансеризации провели капитальный ремонт и создали собственную регистратуру.

В новгородской поликлинике №3 открылось новое отделение диспансеризации

В Великом Новгороде в поликлинике №3 Центральной городской клинической больницы на улице Козьмодемьянской открылось новое отделение диспансеризации

15.07.2024 | Общество

Сергею Трояновскому было 55 лет. Он умер в три часа ночи от легочной тромбоэмболии.

Прощание с Сергеем Трояновским состоится 17 июля в Покровском соборе

С 9.00 тело будет находиться в Покровском соборе Зверина монастыря, в 10.30 начнется отпевание. Около 11.00 состоится прощание

15.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА