Воскресенье, 21 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

08 июня 2023
Елена Кузьмина

180 лет назад началось строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом

В архивном комитете Новгородской области рассказали, почему железную дорогу между Москвой и Санкт-Петербургом построили без захода в Новгород

В 1855 году дорогу между двумя столицами назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта маги

В 1855 году дорогу между двумя столицами назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта маги

Фотография ©: министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области

Ровно 180 лет назад – 8 июня 1843 года – началось строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, которую потом назвали Николаевской, рассказали сегодня, 8 июня, в архивном комитете Новгородской области.

Работы шли по двум маршрутам: прямому и по маршруту Петербург – Новгород – Вышний Волочек – Москва.

Новгородский вариант трассы был длиннее на 30 км и дороже на 17,5 %, хотя и несколько увеличивал объём перевозок. Новгород являлся важной торговой точкой, через город проходило Московское шоссе.

На заседании Особого межведомственного комитета мнения высших государственных чиновников о маршруте прохождения железной дороги разделились.

За новгородский вариант выступали министр государственных имуществ Павел Киселёв, министр внутренних дел Лев Перовский, председатель департамента государственной экономии Василий Левашов и член госсовета Алексей Орлов.

Последнее слово осталось за императором. Николай I принял решение о прохождении дороги по прямому направлению без захода в Новгород.

8 июня 1843 года приступили к сооружению магистрали, строительство велось одновременно на двух дирекциях – Северной и Южной, стык которых находился в Бологое.

Проект строительства предусматривал сооружение семи крупных станций через 73-84 версты. Одна из станций пришлась на малонаселённую округу деревни Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губернии. Выбор места определяла также находившаяся здесь развилка почтового тракта из Боровичей на Крестцы и Валдай.

В 1855 году дорогу назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.

Поводов для беспокойства о том, что был выбран проект строительства железной дороги без захода в Новгород, в начале у новгородцев не было. Ранее планировалось строительство целой сети железных дорог, а значит, решение проблемы было только делом времени. Однако, история распорядилась иначе, и Новгородская железная дорога (Новгородская линия Рыбинской железной дороги) открылась только 18 мая 1871 года и была узкоколейной.

5-11.06.2023 Лента новостей
Ходатайство о переустройстве Новгородской узкоколейной железной дороги в ширококолейную.

Вопрос о переустройстве Новгородской узкоколейной железной дороги в ширококолейную новгородцы поднимали не один раз, так как сразу после открытия стали обнаруживаться все её неудобства. Изначально узкую колею ввели в качестве эксперимента, и правительство страны, выступавшее строителем дороги, рассчитывало в случае полной непригодности перешить её в ширококолейную. Поэтому узкоколейку построили с запасом ширины, необходимой для устройства широкой колеи.

Узкая колея Новгородской железной дороги была одним из основных препятствий на пути экономического развития Новгородского края. Такое положение чрезвычайно тормозило развитие фабрично-заводской промышленности в Новгородской губернии. Явным неудобством являлась и перегрузка товаров на станции в Чудове, так как во время перегрузки товары повреждали или теряли.

Кроме того, узкая колея была не приспособлена для пассажирского движения. Неудобства вызывала теснота вагонов, неспокойный ход с толчками и медленное движение.

С началом Первой мировой войны проблема неблагоустроенности новгородской узкоколейки стала общегосударственной. В 1915 году встал вопрос о её немедленном улучшении, так как в Новгород эвакуировали лазареты для раненых, переводились различные учреждения, прибывало много беженцев. Ходатайство Новгородской городской управы удовлетворили, и в марте 1916 года строительство ширококолейной линии железной дороги уже подходило к концу.

Теги: Новгородская область, железная дорога, история, Окуловка, Москва, Санкт-Петербург

РЕКЛАМА

Еще новости

Татьяна Орлова 50 лет отработала медиком. Но и на пенсии она продолжает трудиться, только теперь в социальной сфере.

Окуловский фельдшер, выйдя на пенсию, стала социальным работником

В 75 лет Татьяна Орлова без дела не сидит — трудится социальным работником, участвует в различных мероприятиях

20.12.2025 | Общество

Премия «Время молодых» — общероссийская награда, присуждаемая за выдающиеся достижения в сфере молодёжной политики.

Многофункциональный молодëжный центр в Старой Руссе признали лучшим в России

Старая Русса получила общероссийскую премию «Время молодых»

20.12.2025 | Общество

Нацарапать на камне фигуру человека вполне мог ребёнок.

У Старой Руссы появился свой Онфим

Об археологических находках в 2025 году рушанам рассказали сотрудники Старорусской археологической экспедиции НовГУ

20.12.2025 | Общество

В ходе программы «Итоги с Владимиром Путиным» прозвучало много вопросов по проблемам медицинской отрасли.

Руководители областных министерств комментируют прямую линию Владимира Путина

В ходе прямой линии главе государства поступило много вопросов по проблематике здравоохранения и семейного благополучия

20.12.2025 | Общество

День работника органов безопасности РФ установлен указом Президента РФ от 20 декабря 1995 года.

Глава региона поздравил с профессиональным праздником работников органов безопасности России

20 декабря - День работника органов безопасности Российской Федерации

20.12.2025 | Общество