Ровно 180 лет назад – 8 июня 1843 года – началось строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, которую потом назвали Николаевской, рассказали сегодня, 8 июня, в архивном комитете Новгородской области.
Работы шли по двум маршрутам: прямому и по маршруту Петербург – Новгород – Вышний Волочек – Москва.
Новгородский вариант трассы был длиннее на 30 км и дороже на 17,5 %, хотя и несколько увеличивал объём перевозок. Новгород являлся важной торговой точкой, через город проходило Московское шоссе.
На заседании Особого межведомственного комитета мнения высших государственных чиновников о маршруте прохождения железной дороги разделились.
За новгородский вариант выступали министр государственных имуществ Павел Киселёв, министр внутренних дел Лев Перовский, председатель департамента государственной экономии Василий Левашов и член госсовета Алексей Орлов.
Последнее слово осталось за императором. Николай I принял решение о прохождении дороги по прямому направлению без захода в Новгород.
8 июня 1843 года приступили к сооружению магистрали, строительство велось одновременно на двух дирекциях – Северной и Южной, стык которых находился в Бологое.
Проект строительства предусматривал сооружение семи крупных станций через 73-84 версты. Одна из станций пришлась на малонаселённую округу деревни Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губернии. Выбор места определяла также находившаяся здесь развилка почтового тракта из Боровичей на Крестцы и Валдай.
В 1855 году дорогу назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.
Поводов для беспокойства о том, что был выбран проект строительства железной дороги без захода в Новгород, в начале у новгородцев не было. Ранее планировалось строительство целой сети железных дорог, а значит, решение проблемы было только делом времени. Однако, история распорядилась иначе, и Новгородская железная дорога (Новгородская линия Рыбинской железной дороги) открылась только 18 мая 1871 года и была узкоколейной.
Вопрос о переустройстве Новгородской узкоколейной железной дороги в ширококолейную новгородцы поднимали не один раз, так как сразу после открытия стали обнаруживаться все её неудобства. Изначально узкую колею ввели в качестве эксперимента, и правительство страны, выступавшее строителем дороги, рассчитывало в случае полной непригодности перешить её в ширококолейную. Поэтому узкоколейку построили с запасом ширины, необходимой для устройства широкой колеи.
Узкая колея Новгородской железной дороги была одним из основных препятствий на пути экономического развития Новгородского края. Такое положение чрезвычайно тормозило развитие фабрично-заводской промышленности в Новгородской губернии. Явным неудобством являлась и перегрузка товаров на станции в Чудове, так как во время перегрузки товары повреждали или теряли.
Кроме того, узкая колея была не приспособлена для пассажирского движения. Неудобства вызывала теснота вагонов, неспокойный ход с толчками и медленное движение.
С началом Первой мировой войны проблема неблагоустроенности новгородской узкоколейки стала общегосударственной. В 1915 году встал вопрос о её немедленном улучшении, так как в Новгород эвакуировали лазареты для раненых, переводились различные учреждения, прибывало много беженцев. Ходатайство Новгородской городской управы удовлетворили, и в марте 1916 года строительство ширококолейной линии железной дороги уже подходило к концу.
Теги: Новгородская область, железная дорога, история, Окуловка, Москва, Санкт-Петербург