Понедельник, 04 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

08 июня 2023
Елена Кузьмина

180 лет назад началось строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом

В 1855 году дорогу между двумя столицами назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.

В 1855 году дорогу между двумя столицами назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.

Фотография ©: министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области

Ровно 180 лет назад – 8 июня 1843 года – началось строительство железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, которую потом назвали Николаевской, рассказали сегодня, 8 июня, в архивном комитете Новгородской области.

Работы шли по двум маршрутам: прямому и по маршруту Петербург – Новгород – Вышний Волочек – Москва.

Новгородский вариант трассы был длиннее на 30 км и дороже на 17,5 %, хотя и несколько увеличивал объём перевозок. Новгород являлся важной торговой точкой, через город проходило Московское шоссе.

На заседании Особого межведомственного комитета мнения высших государственных чиновников о маршруте прохождения железной дороги разделились.

За новгородский вариант выступали министр государственных имуществ Павел Киселёв, министр внутренних дел Лев Перовский, председатель департамента государственной экономии Василий Левашов и член госсовета Алексей Орлов.

Последнее слово осталось за императором. Николай I принял решение о прохождении дороги по прямому направлению без захода в Новгород.

8 июня 1843 года приступили к сооружению магистрали, строительство велось одновременно на двух дирекциях – Северной и Южной, стык которых находился в Бологое.

Проект строительства предусматривал сооружение семи крупных станций через 73-84 версты. Одна из станций пришлась на малонаселённую округу деревни Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губернии. Выбор места определяла также находившаяся здесь развилка почтового тракта из Боровичей на Крестцы и Валдай.

В 1855 году дорогу назвали именем императора Николая I, а с 1923 года эта магистраль стала именоваться Октябрьской.

Поводов для беспокойства о том, что был выбран проект строительства железной дороги без захода в Новгород, в начале у новгородцев не было. Ранее планировалось строительство целой сети железных дорог, а значит, решение проблемы было только делом времени. Однако, история распорядилась иначе, и Новгородская железная дорога (Новгородская линия Рыбинской железной дороги) открылась только 18 мая 1871 года и была узкоколейной.

5-11.06.2023 Лента новостей
Ходатайство о переустройстве Новгородской узкоколейной железной дороги в ширококолейную.

Вопрос о переустройстве Новгородской узкоколейной железной дороги в ширококолейную новгородцы поднимали не один раз, так как сразу после открытия стали обнаруживаться все её неудобства. Изначально узкую колею ввели в качестве эксперимента, и правительство страны, выступавшее строителем дороги, рассчитывало в случае полной непригодности перешить её в ширококолейную. Поэтому узкоколейку построили с запасом ширины, необходимой для устройства широкой колеи.

Узкая колея Новгородской железной дороги была одним из основных препятствий на пути экономического развития Новгородского края. Такое положение чрезвычайно тормозило развитие фабрично-заводской промышленности в Новгородской губернии. Явным неудобством являлась и перегрузка товаров на станции в Чудове, так как во время перегрузки товары повреждали или теряли.

Кроме того, узкая колея была не приспособлена для пассажирского движения. Неудобства вызывала теснота вагонов, неспокойный ход с толчками и медленное движение.

С началом Первой мировой войны проблема неблагоустроенности новгородской узкоколейки стала общегосударственной. В 1915 году встал вопрос о её немедленном улучшении, так как в Новгород эвакуировали лазареты для раненых, переводились различные учреждения, прибывало много беженцев. Ходатайство Новгородской городской управы удовлетворили, и в марте 1916 года строительство ширококолейной линии железной дороги уже подходило к концу.

Теги: Новгородская область, железная дорога, история, Окуловка, Москва, Санкт-Петербург

РЕКЛАМА

Еще новости

Сегодня Православная Церковь чтит Казанский образ Божией Матери

Сегодня Православная Церковь чтит Казанский образ Божией Матери

Это одна из самых известных Богородичных икон в России. С этим образом верующие во многом связывают избавление Москвы от поляков в 1612 году.

04.11.2024 | Общество

Солецких школьников посвятили в кадеты МЧС России

Солецких школьников посвятили в кадеты МЧС России

В кадеты МЧС России учеников 6 «Г» класса средней школы №2 районного центра посвятили на открытии городского сквера Воинской доблести

04.11.2024 | Общество

Стартовал прием в «Софийский десант»

Стартовал прием в «Софийский десант»

В 2025 году акция пройдёт на территории Новгородской области в период с 24 января по 2 февраля

04.11.2024 | Общество

Сегодня Россия отмечает государственный праздник - День народного единства

Сегодня Россия отмечает государственный праздник - День народного единства

Праздник учреждён в 29 декабря 2004 года в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пож...

04.11.2024 | Общество

В Боровичском районе реализуется пилотный проект по стимулированию рождаемости.

В Боровичском районе шесть семей получили сертификаты на улучшение жилищных условий

Сертификаты от районной администрации получили три семьи, в которых родился первый ребенок, и три семьи, в которых появился четвертый малыш

03.11.2024 | Общество

Местами по Новгородской области ожидается сильный снег.

В ночь на понедельник Новгородчину накроет снегопад

О неблагоприятных погодных условиях жителей региона прежупреждают метеорологи и спасатели

03.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 30.10.2024 года

РЕКЛАМА