Завтра, 17 октября, в 12.30 в Великом Новгороде на площади Победы-Софийской откроется уличная выставка. Она будет посвящёна проекту восстановления города после Великой Отечественной войны, разработанному академиком Алексеем Щусевым и его коллегами, рассказали в пресс-центре мэрии.
Основу экспозиции составят материалы фонда Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева. Новгородцам и гостям города представят пять двусторонних стендов с чертежами планировки и эскизами застройки площади 9 Января (площади Победы-Софийской), Торговой стороны, улиц Ленинградская (Большая Санкт-Петербургская), Максима Горького (улицы Газон и Розважа), Льва Толстого (Чудинцева улица) и Советская (улица Людогоща). Горожане смогут увидеть несколько вариантов проекта Дома Советов на главной площади города.
Часть стендов снабдили QR-кодами. При переходе по ссылкам можно будет увидеть, как сегодня выглядят улицы и территории, планировка которых разрабатывалась академиком Щусевым или под его руководством.
Выставка будет работать до конца ноября.
Алексей Щусев – выпускник Петербургской Академии художеств, создатель собственной неорусской версии стиля модерн, академик Императорской Академии художеств, Академии наук СССР, кавалер ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени, лауреат четырёх Сталинских премий. Он является автором нескольких зданий и сооружений первой половины XX века, в числе которых мемориал на Куликовом поле, мавзолей Ленина, Казанский вокзал и станция метро «Маяковская-кольцевая» в Москве.
Согласно постановлению Совнаркома РСФСР от 1 ноября 1945 года Новгород вошёл в число 15 городов, подлежащих первоочередному восстановлению после Великой Отечественной войны. На 1945-1946 годы было запланировано строительство жилых домов, школ и больниц, административных учреждений, а также реконструкция «ценных в архитектурном и историческом отношении зданий» и разработка генеральных планов развития этих городов.
Проект восстановления и реконструкции Новгорода разрабатывали Алексей Щусев и весь коллектив его мастерской. Первые наброски плана относятся к 1943 году, когда город ещё был оккупирован. В них академик первоначально придерживался идеи сохранения исторического центра как грандиозного музея под открытым небом с большим количеством зелёных насаждений и максимальным сохранением естественного рельефа на юге. Застройка в этом направлении не предусматривалась, благодаря чему ничто не закрывало историческую перспективу Волхова в сторону его истока из озера Ильмень. Несмотря на то, что идея полной «музеефикации» не получила развития, её элементы всё же удалось воплотить в жизнь.
Согласно генплану расчётная численность населения Новгорода не превышала 50-60 тысяч человек. Строительство крупных промышленных предприятий не предусматривалось. Была ограничена этажность строительства: в центральной части – двух- и трёхэтажными зданиями, в остальных районах – одно- и двухэтажными.
По новому плану городская территория увеличивалась в полтора раза. Центрами города по-прежнему оставались кремль на одном берегу Волхова и Вечевая площадь с примыкающими к ней Ярославовым Дворищем на другом. В проекте сохранялась исторически сложившаяся система планировки улиц: на Софийской стороне – радиальная, на Торговой – прямоугольная.
Застройку кварталов проектировали так, чтобы привлечь внимание к памятникам зодчества, новые здания должны были служить «рамой» для древних шедевров.
Значительное внимание уделялось водным перспективам. По чертежам и эскизам видно, что планировалось благоустройство набережных, снос причалов и лесных бирж, расширение и улучшение речного порта.
Также предполагалось благоустройство городских земляных валов и рва, окружающего кремль, – его предлагалось заполнить проточной водой.
Промышленные предприятия из исторического центра города исключались и сосредоточивались в специальном районе, расположенном за междугородной автострадой. В кремле и на Ярославовом дворище, двух архитектурных заповедниках, предполагался снос некоторых позднейших построек, которые искажали эти ансамбли. Щусев предполагал разместить здесь музей, учебные, научные и другие культурные учреждения, связанные с изучением истории, археологии и с реставрацией памятников искусства.
Существенным новшеством плана стало триумфальное архитектурное оформление магистрали «запад – восток». Открывала парадные ворота города спроектированная к западу от исторических кварталов Софийской стороны новая площадь, на которую переносилось здание железнодорожного вокзала.
Вокзал, построенный по проекту архитектора Игоря Явейна, был открыт в январе 1953 года, и это одна из немногих построек Новгорода, в которой на практике реализованы архитектурные идеи плана Щусева. От Вокзальной площади движение на восток продолжалось по новому проспекту (современный Воскресенский бульвар) и далее через полностью обновлённые улицы Советская и Льва Толстого (современные улицы Людогоща и Чудинцева) подходило к главной городской площади 9 Января (ныне площадь Победы-Софийская). Продолжалась магистраль проездом через Кремль и Волховский мост, на Торговую сторону, где её перспектива через Первомайскую улицу (современную Ильину улицу) замыкалась ансамблем Знаменского собора и церкви Спаса.
Полностью проект Щусева не был реализован, но многие его идеи по развитию и планировке города получили положительные оценки. Так, академик Валентин Янин отмечал, что, сохранив городскую планировочную структуру XVIII века, этот проект учитывает систему зрительных связей. Ограничив этажность застройки древней части, он сохраняет исторический силуэт города, а сохранив восточный и южный рубежи Новгорода, он консервирует древний окологородской ландшафт с неповторимыми видовыми точками.
Организаторами выставки, посвящённой плану Щусева, стали комитет культуры администрации Великого Новгорода, Центр развития городской среды Новгородской области при поддержке минкультуры области, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева (Москва), Новгородского музея-заповедника и Российского военно-исторического общества.
В состав организационной и авторской группы проекта вошли новгородские историки Вячеслав Волхонский, Олег Демидов, Константин Хиврич и архитекторы Константин Терентьев и Валерия Кузнецова.
Теги: Великий Новгород, история, архитектура, Алексей Щусев, Великая Отечественная война