В конце ноября в Старой Руссе на набережной Достоевского установили скульптуру Кота Рыжика. Новый персонаж быстро стал популярным у горожан и туристов, а в соцсетях замелькали селфи с бронзовым хвостатым. Не прошло и пары недель, как у Кота появился собственный аккаунт в соцсетях, где усатый показал себя интеллигентным, доброжелательным и эрудированным собеседником.
«Новгородские ведомости» предложили Рыжику стать собеседником газеты. И — радость — он не отказал! Поведал автобиографию, поделился впечатлениями от города и скромно намекнул, что дал новый толчок развитию культурной жизни райцентра.
— Прежде всего, Рыжик, расскажи о себе.
— О себе… Ох, сложная, длинная и забавная история! Родился я аж в 1991 году! Это была гравюра Николая Локотькова «Кот Новгородский» в лубочном стиле. Создавалась она как ремейк на знаменитого «Кота Казанского». Мастер решил: у Казани есть свой Кот знаменитый, почему бы Новгороду Великому не иметь свою интерпретацию народного шедевра? Сказал — сделал! И стал расходиться по миру лубочек в виде новгородского сувенира, завоевывая популярность. Но Михалыч-то живет в Руссе… И старорусичи стали замечания делать… Мол, живешь в Руссе, а Кот — Новгородский?! Нет, у нас так не пройдет! А вы же знаете привычку староруссцев возвращать своё. Икону чудотворную из Тихвина вернули, уникальный колокол, вывезенный немцами в Великую Отечественную, вернули… Старинные названия улицам возвращали? Возвращали! Вот и Кота решили возвернуть. И с 2010 года я уже — Старорусский! Мастер нарисовал серию открыток с моей персоной, сделал очень популярные магнитные сувениры-напоминалки: «оставь игрушку», «налей воды», «оставь еды», тарелочки декоративные. И дальше оставалось только забронзоветь… С подачи Юлии Комаровой, учредителя Городского центра туризма, администрация района включила изготовление скульптурной группы «Кот Старорусский» в заявку на федеральный конкурс «Легенда о пяти городах», заявка была одобрена. Ура!
— И как тебе в Руссе? Чем развлекаешься?
— Очень хорошо! А какое место мне администрация предоставила! Скульптурам академика Томского и не снилось! Смотрю на бюст В.И. Ленина в его исполнении, на том берегу реки, и кажется, что он немножко завидует мне. Но чтобы оценить по достоинству, как хорошо я вписался в ландшафт города, надо приехать и увидеть. Пока любимая привычка — наблюдать за людьми. Это что-то!
— Поддерживаете отношения с Николаем Михайловичем после того, как ты съехал из его мастерской?
— Да, мы не расстаемся ни на минуту. Он пока лепил, всё со мной беседы вел, воспитывал. И сейчас постоянно на связи. Новости обсудить, обменяться мнениями. Обсуждаем новые проекты от Кота Старорусского. Часто советуюсь с ним, а он — со мной. Иногда хочется от него отдохнуть… Но вот никак! Часто заходит. Был тут недавно… Оттепель как раз начиналась. Обнял. Так и ушел весь в губной помаде от моих почитательниц.
— А что за проекты? Можно полюбопытствовать?
— Вот стараемся к праздникам буклет выпустить и открытку, посвященные скульптурной композиции «Кот Старорусский». Михалыч говорит, что надо бы книжечку издать для деток, даже наброски показывал, ну, не знаю, так себе рисуночки… Придумываем всякие конкурсы, квесты. Пока рано рассказывать, надо работать.
— Коты — товарищи своенравные и ценящие личное пространство: не смущает тебя пристальное внимание?
— Ну, да! Так и есть. Но я ведь Кот не совсем сам по себе, я же муниципальный Кот! Это мой приятель Жорик свободная личность, может себе позволить всё что хочет. А я круглосуточно при исполнении. Надо радовать, утешать, понимать, отвечать взаимностью…
— А Жорик — это кто?
— Жорик — это пёс! Живая достопримечательность нашего городка. Всеобщий любимец! Проживает (спит и кормится) на главной площади города. Для него специально построили будку. Не знаю, с пропиской или нет...
— Есть какие-то результаты от твоего появления в Старой Руссе?
— Мне кажется, да! Вот в детских садиках и школах уже рисуют меня, пишут письма, присылают картины на тему Рыжика и Жорика, известные поэты посвящают стихи, происходит такая творческая активность. Уже появилась задумка у жителей вернуть набережной, где я разместился, старое наименование — Набережная рыбаков. Народ занялся изысканиями всевозможными в области искусства, оказалось, что в Руссе много суровых искусствоведов. В общем, заработало! Движуха вокруг установки Кота Старорусского просто бьёт ключом.
— А что там за история была с рыбаком Семёном?
— Да! А вот об этом в другой раз.
— Из художественных книг мы знаем, что экспонаты в музеях, уличные скульптуры, бывает, оживают и отправляются в путешествия по округе. Ты так умеешь?
— Пока не пробовал. Осваиваюсь. Все ж, страшновато… вдруг заблужусь, а как назад вернуться? А что потом Михалыч скажет? Пока мне и на месте интересно. А дальше посмотрим, порешаем. Сейчас меня Жорик просвещает на счёт правил местного двора.
— На твой кошачий взгляд, какова из себя Старая Русса? Мышку, рыбку, доброго человека можно встретить?
— Я пока не в теме, присматриваюсь. Ну, вот, со слов Жорика, Русса всё лучше и лучше, всё краше и краше, а люди всё добрее и добрее. Правда, пожаловался, у него появился конкурент, бронзовый песик рядом со скульптурой водовоза. Площадь Соборная небольшая… вдвоем уже как бы и тесновато. Да и побегать тот отказывается. Но это бытовые мелочи, а порезвиться в Руссе найдется с кем.
— Поскольку на носу Новый год, попрошу тебя поздравить наших читателей. Чего пожелаешь?
— Я хочу пожелать всем доброй сказки, сбывшейся мечты, прощения друг другу обид! Чтобы люди и животные возвращались в родные места, чтобы, наконец, наступил мир, чтобы добро и справедливость восторжествовали, чтобы в ваши дома пришел большой Праздник! Всех люблю, обнимаю! Ваш Рыжик — Кот Старорусский.
Теги: Старая Русса, кот Рыжик, благоустройство, интервью, Новгородские ведомости, Николай Локотьков