7 июля в картинной галерее Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника (Республика Крым, Керчь) откроется выставка «Читая Достоевского…» из фондов Новгородского музея-заповедника. На ней представлено около ста графических материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя. До этого, с мая по июнь, выставка работала в Симферопольском художественном музее.
Среди авторов иллюстраций известные российские художники, в разное время проиллюстрировавшие почти все основные произведения Достоевского: «Белые ночи», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Кроткая», «Неточка Незванова», «Преступление и наказание», «Игрок», «Записки из мертвого дома». Как сообщили в Новгородском музее-заповеднике, выставка продлится до начала августа.
Первые графические сопровождения произведений Достоевского, по-настоящему созвучные литературному оригиналу, появились в XX столетии. Реалисты и романтики, символисты и мастера, близкие к сюрреалистической традиции, искали «своего» Достоевского. В иллюстрациях к повести «Белые ночи» (1922) М.В. Добужинского Петербург впервые стал одним из главных героев. Это открытие было развито художниками второй половины XX века. В частности, в иллюстрациях 1971 года к этой же повести Ю.Ю. Перевезенцева главным символом стала свеча, а город, освещенный ею, приобрел символическое значение, предстал не как бытовая среда, а как мифологическое пространство.
Тема города, отчужденного, противопоставленного людям, звучит в иллюстрациях Б.М. Басова к «Бедным людям» (1967 – 1981). Серебристо-серая гамма рисунков не становится у художника романтическим флером. Суховатая четкость карандаша усугубила горькое понимание равнодушия города и мира к человеку. Басова не интересует быт, детали интерьера или одежды – художник всего лишь намечает те декорации, в которых развертываются события.
Каждая эпоха ищет и находит в большом писателе свое второе «я». Это естественно. Достоевский не исключение из правил. Он современен, а потому привлекателен и для читателей, и для исследователей, и для художников. Но и сегодня, когда созданы сотни графических интерпретаций, тексты Достоевского по-прежнему оказываются не исчерпанными, а герои притягивают своей необычностью, сложностью, человечностью.