Первые дни работ на Троицком раскопе уже принесли ученым несколько уникальных находок. Заведующая камеральной лабораторией НАЭ Любовь Покровская представила не массовые бытовые вещи начала XIII века – ножницы, нож, стрелу. На другом участке, в слоях XIV века была найдена мутовка и фрагменты тиглей для переплавки драгоценных металлов. Но самой яркой, безусловно, стала находка бронзовой полой птицевидной подвески.
Она найдена на Троицком XV раскопе в слое начала XIII века. К тулову на цепочке прикреплена привеска в виде утиной лапки (привески «лапчатой» формы). Отличительным признаком подобных подвесок является наличие гребешка на голове птицы. Такие подвески встречались археологам в Приладожье, в Вологодской, Архангельской и в некоторых других областях. В Новгороде птицевидная подвеска такого типа найдена впервые, причем в срубе, что в дальнейшем поможет уточнить датировку вещи.
Как пояснили в Новгородском музее-заповеднике, полые зооморфные амулеты по семантическому значению, безусловно, принадлежат к женским оберегам. Это подтверждается материалами раскопок погребений, где они полностью отсутствуют в захоронениях мужчин. В погребениях их находят на груди, у бедра, на поясе или у тазовых костей умершей.
Второй важной находкой Троицкого XV раскопа стал фрагмент берестяной грамоты, получивший номер 1090. Ученым попал обрывок с частью последней строки: «ти есмь попу от». Сохранившиеся следы в месте разрыва от предыдущей строки позволяют восстановить смысл фразы до «что-то прислать, отдать попу от кого-то». Это хорошо известный лингвистам образец делового письма. Но самым ценным здесь является употребление частицы «ти». Она имела самостоятельное значение и была особенно распространена в древнем новгородском диалекте.
Фото: Новгородский музей-заповедник.