29 июня в 16.00 в Музее изобразительных искусств открывается выставка «Виктор Конецкий. Север в фарватере. Живопись, акварель». На ней представлено около 30 работ, а также личные вещи, книги, документы и фотографии известного писателя, художника и капитана дальнего плавания Виктора Конецкого (1929 – 2002). Предметы для экспозиции предоставила жена художника Татьяна Акулова-Конецкая.
Идея выставки Виктора Конецкого, в которой соединились бы фрагменты литературных произведений и живопись, подсказана им самим. Художественные, дневниковые, эпистолярные тексты Конецкого очень «зримы», в них много визуальных образов, будящих воображение читателя. Потому переход от вербального текста к изображению для Конецкого абсолютно органичен. Его рассказы и акварели, повести и графика — своего рода «лента Мёбиуса», плоскости которой «перетекают» друг в друга. «Север в фарватере» — это и вектор, и главная тема.
Морской офицер Виктор Конецкий начал службу на Северном флоте, в одном из самых сложных его подразделений — в Аварийно-спасательной службе. Там он получил не только отличный профессиональный опыт, но и художественный опыт «переплавки» фактов в образы, географии — в литературу. Эта рефлексия впоследствии стала основой его произведений «Путь к причалу», «Вчерашние заботы» и многих других.
В марте 1955 года Конецкий демобилизовался, а уже в мае в должности капитана рыболовецкого судна участвовал в перегоне по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Это был первый в истории переход каравана малых судов в условиях Арктики. Капитану было всего 26 лет. «Прививка» Севера осталась с ним на всю жизнь. В писательской манере Конецкого много притягательного мерцания Севера, морозных искр радости и суровой искренности. Сам писатель-капитан полагал, что его живопись — это продолжение его книг и лучшие иллюстрации к ним.
Однако проиллюстрировать книги писателя его картинами всё же затруднительно: в море он работал. Появляться на палубе судна с блокнотом и красками ему приходилось крайне редко. Читатели Виктора Конецкого привыкли к тому, что фоном его главных произведений является море. На большинстве же полотен писателя — «земные» пейзажи и натюрморты. Любовь к пейзажу не случайна. «В море всегда тоскуешь о земле и мечтаешь о ее красоте», - признавался Конецкий.