Согласно сибирской легенде, охотник, убивший сорок медведей, сам становится добычей сорок первого. Известный писатель Борис Лавренев, напечатавший в 1924 году свою повесть, как раз имел в виду сибирское поверье: красноармеец Марютка, первоклассный снайпер за годы гражданской войны убила сорок белогвардейцев. Ей поручено охранять пленного белого офицера, гвардии поручика Говоруху-Отрок, который и станет сорок первым в ее трагическом списке. И самой первой любовью в ее девичьем сердце.
Эта революционная повесть считается признанной классикой советской литературы, имеет две блестящие экранизации - Якова Протазанова в 1927 году и Григория Чухрая в 1956. С недавнего времени интерес к повести Лавренева снова возродился, и сегодня спектакли идут во МХАте в Москве, Саратове.
Борис Андреевич Лавренев (настоящая фамилия - Сергеев) по праву считается в литературе "революционным романтиков" - его повести в первую очередь, о человечности и гуманизме, о драматических коллизиях человеческой души в плену обстоятельств. Повесть "Сорок первый" - одно из самых лучших произведений о Гражданской войне, прославившее писателя.
Руководитель курса, художественный руководитель театра "Малый" Надежда Алексеева говорит: "Нам бы хотелось, чтобы "Сорок первый" стал драматическим испытанием для студентов, проверкой на прочность духа: ведь работать в жанре трагедии крайне сложно, это совершенно иной "градус правды". Но надеемся, что испытание они пройдут достойно".